Главная страница

Натурфилософия

 

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса".

Страницы наших друзей.

Кисловодск и окрестности.

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты.

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

               ИЗГНАННЫЙ НА НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

                         Ю. А. Насимович

         На вопрос, для чего он родился на свет, он ответил: "Для
      наблюдения солнца, луны и неба".
         Ему сказали:  "Ты лишился общества афинян".  Он ответил:
      "Нет, это они лишились моего общества".
         Наконец, он удалился в Лампсак и там умер.  Когда прави-
      тели  города спросили,  что они могут для него сделать,  он
      ответил: "Пусть на тот месяц, когда я умру, школьников каж-
      дый год освобождают от занятий".
                     Диоген Лаэртский об  Анаксагоре  ("О  жизни,
                     учениях и изречениях знаменитых философов")

   В человеческой  истории есть идеи и связанные с ними имена,  к
которым мы возвращаемся и возвращаемся.  Один  из  таких  центров
притяжения  - древнегреческий философ Анаксагор,  живший в Афинах
два с половиной тысячелетия назад.  Он создал  систему  взглядов,
которая  и  сейчас поражает воображение.  Система Анаксагора была
отвергнута, но не опровергнута, и люди могут к ней вернуться. Так
попытаемся понять этого мыслителя, опираясь на наши новые знания.
   В учении  Анаксагора афиняне совершенно справедливо разглядели
угрозу их привычным религиозным  представлениям.  Опасаясь  гнева
богов, они потребовали от афинского правителя Перикла смерти мыс-
лителя, и Перикл, друг философа, с трудом добился замены казни на
изгнание.  Книги  и чертежи исчезли.  Анаксагор - первый философ,
изгнанный за свои взгляды.  Правда, его попытались объявить ещё и
персидским "шпионом", но в это мало кто верил.
   Чему же учил Анаксагор?  Согласно историку Диогену Лаэртскому,
Анаксагор утверждал,  что что Солнце "глыба, огненная насквозь, а
величиной оно больше Пелопоннеса", что небесные "камни" удержива-
ются "только быстрым вращением", что на Луне есть холмы и долины,
что другие миры обитаемы,  что живые существа зародились от "зем-
нообразных" веществ,  влаги и тепла,  а потом уже стали рождаться
друг от друга. Анаксагор ошеломил современников, верно предсказав

                              - 2 -

солнечное затмение.  Он знал, что звёзды светятся своим светом, а
Луна - отражённым. Но всё это детали, а в чём же суть его учения?
   Главный вопрос античной философии - вопрос о начале всего. На-
ибольшего понимания законов природы достигли мыслители,  обратив-
шие  взгляд  вглубь вещества - в микромир.  На этот счёт были две
противоположные идеи. Демокрит полагал, что мир состоит из пусто-
ты  и атомов - очень маленьких и неделимых частичек вещества,  по
сути элементарных частиц.  Теперь мы считаем элементарными части-
цами не атомы,  а образующие их электроны и кварки,  но суть идеи
не изменилась:  дроблению материи есть предел.  Мы вроде бы знаем
много доказательств правильности такого взгляда.  Хорошие доказа-
тельства привёл и сам Демокрит.  Но Аристотель, например, отрицал
существование  атомов,  считая вещество делимым до бесконечности.
Доводы противников атомизма тоже убедительны: если атом не беско-
нечно мал, то обладает определённым размером, а это означает, что
его можно расколоть пополам,  ещё раз пополам, и так далее... Ка-
залось  бы,  эти  взгляды нельзя примирить.  Но задолго до споров
атомистов и их противников Анаксагор  уже  предложил  примиряющую
идею:  мир состоит из бесконечно делимых частиц, но всё-таки час-
тиц.  Античные философы называли их гомеомериями (от "homoios"  -
подобный, и "meros" - часть). Гомеомерии - частицы подобные самим
себе,  одинаковые.  Гомеомерный - составленный из одинаковых час-
тиц.  Так, например, золото, по Анаксагору, состоит из мельчайших
частичек золота.  Почти из атомов.  Но если внимательно  прочесть
поэму Лукреция "О природе вещей" и других античных авторов,  спо-
ривших с Анаксагором,  а потому излагавших какие-то "кусочки" его
учения, выясняется ещё одно удивительное свойство гомеомерий. Они
также во многом подобны большому предмету, который из них состав-
лен. И это не всё. Гомеомерии сами состоят из частиц ещё меньшего
размера,  подобных друг другу  и  подобных  частицам  предыдущего
уровня,  и так далее, так далее... Можно ведь представить большие
кубы,  составленные из маленьких кубиков,  или шары,  заполненные
шариками поменьше. Миры в мирах. Всё во всём.
   Теперь мы  знаем,  что из всех мыслимых вариантов гомеомерного

                              - 3 -

строения в Наблюдаемой области Вселенной  повсеместно  реализован
один:  вложенные  одна  в другую системы тел,  вращающихся вокруг
центрального тела или вокруг общего центра масс. Это и есть гоме-
омерии Анаксагора в современном понимании.  Таковы в первом приб-
лижении атомы с электронами,  вращающимися  вокруг  ядра.  Такова
состоящая из атомов Земля с вращающейся вокруг неё Луной. Или ги-
гантская планета Сатурн с огромным семейством спутников,  которых
к настоящему  моменту  открыто  уже  22 (не считая частиц колец).
Солнечная система тоже такая:  это звезда  Солнце  и  вращающиеся
вокруг неё кометы,  астероиды, одиночные планеты, а также системы
из планет и их спутников.  Звёзды часто образуют скопления, в ко-
торых  они  "бегают" вокруг общего центра масс или вокруг ядра из
нескольких массивных звёзд. Наше Солнце не входит в состав звёзд-
ного  скопления,  но  вместе  с сотнями таких скоплений и многими
миллиардами "самостоятельных" звёзд образует гигантскую систему -
Нашу Галактику. В её центральной части есть сгусток звёзд - ядро,
а в его центре обнаружена "чёрная дыра" массой в сто тысяч солнц.
Солнце  совершает  оборот  вокруг ядра Галактики за 190 миллионов
лет, двигаясь со скоростью порядка 230 км в секунду.  А в далёких
областях Вселенной известны скопления галактик, сверхскопления...
Дальше наши телескопы пока не видят. Отнюдь не дальше "заглянули"
мы  и вглубь вещества:  вокруг атомных ядер "кружатся" электроны;
ядра состоят их нуклонов (протонов и нейтронов);  каждый нуклон -
из трёх кварков;  электроны и кварки пока считаются элементарными
частицами.  Человечество продолжает придерживаться системы Демок-
рита,  но многие мыслители допускают, что по мере совершенствова-
ния чувствительности аппаратуры будут открываться всё новые и но-
вые уровни организации материи.  Так что Анаксагору вроде бы пора
возвращаться из своего 25-векового изгнания. Его философская сис-
тема, по крайней мере, не хуже предложенной Демокритом.
   Но стоп!  Стоп!  Тут  начинается мистика!  Если атомы - это не
примитивные кубики и шарики,  как у Демокрита, если они похожи на
Галактику или сложны,  как Солнечная система, то внутри них могут
быть живые существа,  в том числе разумные? Или нам это померещи-

                              - 4 -

лось,  и разумность микромира не следует из учения Анаксагора? Но
две тысячи лет назад римскому поэту и философу Лукрецию  "мерещи-
лось" то же самое.

         ... Анаксагора теперь мы рассмотрим "гомеомерию..."
         ... Так из крупиц золотых, полагает он, вырасти может
         Золото, да и земля из земель небольших получиться...
         ... Но пустоты никакой допускать он в вещах не согласен,
         Да и дроблению тел никакого предела не ставит...
         [Если признаем учение Анаксагора, то атом
         Будет подобен Вселенной, частицы ничтожные - людям.]
         Выйдет тогда, что они заливаются хохотом звонким,
         И по лицу и щекам текут у них горькие слёзы...

   Вот вам и мыслящая материя Анаксагора! Или мыслящий океан Ста-
нислава Лема...  Разум присутствует на всех  уровнях  организации
материи, он и организует её. Согласно тому же Диогену Лаэртскому,
Анаксагор первым "поставил Ум выше вещества",  начав своё сочине-
ние следующим образом:  "Всё, что имеется, было совокупно [хаос],
затем пришёл Ум и установил в нём распорядок".  Анаксагор  и  тут
был первым.  Гомеомерии и Ум - это и есть первоначала Анаксагора,
суть его философской системы.  Ум - это "мельчайшее из всех вещей
и чистейшее", атрибут микромира.
   Сложное строение  атома было открыто совсем "недавно" - на ру-
беже 19-го и 20-го веков.  Возникла знаменитая планетарная модель
атома: массивное ядро находится в центре и подобно Солнцу, а вок-
руг него вращаются электроны, подобные планетам. Русский поэт Ва-
лерий Брюсов откликнулся на эти события своим "Миром электрона":

                   Быть может, эти электроны -
                   Миры, где пять материков,
                   Искусства, знанья, войны, троны
                   И память сорока веков!


                              - 5 -

                   Ещё, быть может, каждый атом -
                   Вселенная, где сто планет;
                   Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
                   Но также то, чего здесь нет.

                   Их меры малы, но всё та же
                   Их бесконечность, как и здесь;
                   Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
                   Там та же мировая спесь.

                   Их мудрецы, свой мир бескрайный
                   Поставив центром бытия,
                   Спешат проникнуть в искры тайны
                   И умствуют, как ныне я...

   "Призрак" Анаксагора приблизился,  но вскоре опять был  изгнан
из нашего сознания.  Атом оказался не похож на Солнечную систему,
уж очень "стандартизирован": электроны обладают не любой, а стро-
го определённой и одинаковой массой покоя, могут двигаться только
по строго определённым орбиталям,  образующим строго определённое
число слоёв;  энергию они теряют не постепенно, как искусственные
спутники Земли, трущиеся о воздух, а строго определёнными порция-
ми - квантами. Кроме того, объекты микромира одновременно являют-
ся частицами и волнами...
   Но фундаментальные  философские  идеи  удивительно живучи,  их
нельзя до конца ни доказать,  ни опровергнуть.  Они  периодически
воскресают,  чтоб будоражить наше воображение.  Открытое в 1929-м
году разбегание галактик привело к идее Большого взрыва, породив-
шего полтора десятка миллиардов  лет  назад  Наблюдаемую  область
Вселенной,  и  это  по  сути  устранило главный довод противников
Анаксагора.  Ведь в бурно эволюционирующем  (взрывающемся!)  мире
материя на разных уровнях и не должна быть одинаковой. Чем меньше
структура, тем быстрее она эволюционирует  -  это  же  "слоны"  и
"микробы"!  Разные уровни организации материи находятся на разных

                              - 6 -

этапах своей эволюции,  а потому не похожи.  Можно  предположить,
что  атомы  давным-давно оказались пронизанными жизнью и достигли
стабильного состояния.  Солнечная система - нет: от Солнца во все
стороны "льются" потоки плазмы, и оно теряет массу, а потому пла-
неты от него отодвигаются.  Через "каких-нибудь" десять с неболь-
шим миллиардов лет остаток гаснущего Солнца сожмётся и станет бе-
лым карликом, внешние слои Солнца разлетятся, а планеты погрузят-
ся в холод и мрак,  если,  конечно,  люди или другие разумные су-
щества не возьмут ситуацию под контроль... В галактиках же форми-
рование  центрального  ядра  и  вращающихся  вокруг него звёздных
сгустков только началось,  и до жизни на этом уровне ещё очень  и
очень далеко.  Для неё и материал не готов.  Волна разумной жизни
катится из микромира в мегамир,  и сейчас она пробегает через наш
мир. Мы и есть эта волна.
   Далее, если рассуждать в духе учения о  разумности  микромира,
следуют  фантастические  выводы.  Каким  же должен быть интеллект
обитателей микромира, если Большой взрыв - это общая точка отсчё-
та времени,  и маленькое эволюционирует быстрее большого?  Навер-
ное,  эти  существа  в миллиарды раз умнее нас.  Они уже покорили
атом - свою "Вселенную",  сделали его стабильным  и  стандартным.
Они  создали межатомную информационную систему вроде "Интернета".
Они наблюдают за нами,  хотя их жизни мгновенны. А может, они уже
управляют  нами?  Ведь  сил  их цивилизации достаточно,  чтоб ка-
кую-нибудь частицу в нашем мозгу направить чуть-чуть  не  туда  и
включить ту или иную цепочку мыслей.  Стоп! Ведь таким образом мы
можем лишиться свободы воли,  стать их гигантскими машинами. Нет,
Анаксагор! Я уже лишился Земли, уютно покоящейся на трёх китах. Я
уже повис в бесконечном пространстве,  где нет даже верха и низа.
Теперь  я  рискую  точно  так же повиснуть на оси масштабов между
бесконечно малым и бесконечно большим.  Я рискую оказаться прими-
тивнее  каждого внутриатомного "микроба",  живущего вокруг меня и
даже во мне.  Но ведь это я царь природы! Не возвращайся, Анакса-
гор! Не разрушай последнюю иллюзию моей исключительности!


                              - 7 -





   Так, например,  Фалес из города Милета,  первый античный фило-
соф, полагал, что весь мир образовался из воды, которая легко по-
рождает лёд и пар.  Его ученик,  Анаксимен,  считал  первоначалом
воздух  (пар),  сгущающийся  в воду и твёрдое вещество (например,
лёд).  Другой ученик,  Анаксимандр, объявил таким началом беспре-
дельное,  которому не приписывал никакой определённой формы и ко-
торое всё время превращается во что-то конкретное. Гераклит видел
первооснову  мира  в огне (в энергии,  как сказали бы мы сейчас),
Эмпедокл и Аристотель - в четырёх стихиях:  огне, воде, воздухе и
земле.

 

поделиться:

 
Рейтинг@Mail.ru