Главная страница

статьи М.А.Чегодаевой

 

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса".

Страницы наших друзей.

Кисловодск и окрестности.

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты.

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

М.Чегодаева

НАША БЕДА

Некая группа из нескольких девиц сомнительного поведения, цинично именующая себя "Пусси-райт", (чему, в переводе на русский язык соответствует грубое заборное словцо женского рода) {Что-то вроде "взлохмаченная кошечка", "эфимизм" женского полового органа} учинила в Храме Христа Спасителя кощунственную выходку - пляску в полуобнаженном виде - дешевый скандал, чьими-то стараниями широко раздутый на весь мир. Пересказывать все подробности грязной "кампании" вокруг "Пусси-райт" противно и не нужно, но есть одна сторона этого дела, крайне опасная и способная вызвать самые дурные последствия.

Идеологи так наз. "contemporary-art" провозгласили выходку "Пусси-райт" "искусством", наградили всеми "качествами" и "правами", каких удостаивается "современное" ("актуальное", "новейшее", и т.п.) "искусство", вплоть до того, что выставили на премию имени Кандинского.

К "современному искусству" может быть причислено и причисляется любое действие, выходка, демонстрация чего-либо, вплоть до натуральных трупов, липучек с дохлыми мухами, испражнений, половых актов, представления себя голого в виде собаки, задирающей ногу на зрителей, совокупления с козой и т.п. - все это провозглашается "концепцией", "акцией", самовыражением, всему приписывается некий глубинный "философский" смысл, якобы единственно выражающий XXI век, мировосприятие "человека нашего времени". Любые попытки не то, что осудить или запретить, но критиковать подобное "искусство" вызывают яростные крики о "свободе слова", "правах человека", упреки в "дремучей отсталости", "мракобесии", "реакционности" и т.п.

Идеологи поспешили провозгласить выходку "Пусси-райт" не просто "концептуальной акцией", но "новой формой религиозности", "молитвой Богоматери"; самих девиц чуть ли не святыми - "Новой Троицей". В галерее Марата Гельмана на "Винном заводе" прошла выставка торопливо намалеванных "икон" с "новомученницами", вызвавшая (будто бы) протесты верующих, обвинения в кощунстве, требования запретительных законов, судебного осуждения и т.п. Были столкновения, носившие характер прямых провокаций: одна из главных целей подобных "кощунств" - "пострадать", предстать перед всем миром в виде "мучеников совести", борцов за "права человека" и т.п.

Все это не ново: подобные кощунственные выходки и ответные действия в виде драк, погромов и т.п. проходили несколько лет назад в "Сахаровском центре"; был случай рубки икон на выставке в Манеже с последующим судебным разбирательством, но все это были мелкие случаи, не имевшие никакого общественного резонанса. Искусственно раздутая, явно провокационная кампания в связи с судом над "Пусси-райт", их арест ("мученицы"!), не то что всероссийский - всемирный шум (защита со стороны Мадонны, Маккартни и др.,) воззвания крупнейших деятелей из числа нашей интеллигенции придали этому, по существу ничтожному хулиганству какой-то глобальный смысл, потребовали каких-то радикальных -- на уровне правительства и Патриархии законодательных решений.

К чему все это может привести и уже приводит? Перепуганное начальство (не церковное!) запретило исполнение в Ростове оперы "Супер-стар" Вебера - замечательного произведения, ставшего мировой классикой и допущенного к исполнению у нас патриархом Алексием Вторым. Некий детский журнал отверг прекрасные иллюстрации к "Сказке о попе и работнике его Балде" А.Пушкина, требуя запрета на эту сказку и повсеместную замену текста Пушкина подцензурной правкой В.Жуковского. Подготовленная в Санкт-Петербурге выставка станковых работ на религиозные темы - разных по качеству, но несомненно искренних, не содержащих никакого "кощунства", так и не была открыта: устроители испугались прямых угроз со стороны "казаков", которые как выяснилось, ни к каким угрозам и доносам не были причастны. Кто, с какими провокационными, хулиганскими или иными целями примазывается к этой позорной кампании установить (при наличии интернета) не представляется возможным. Кому-то, видимо, очень хочется накалить обстановку вокруг религии, Церкви, Патриарха, Патриархии; разжечь в России и мракобесие, и кощунство...

Подобные "акции" не новы: мне самой пришлось вступить в дискуссию с одним "правоверным" мракобесом -- привожу текст своего ответа.

* * *
Господину Н.
Копия в Московский Патриархат

Господин Н.!

Российской академией художеств и Московским музеем современного искусства получено Ваше открытое письмо "Высокохудожественное кощунство", содержащее требование немедленно изъять из экспозиции Музея современного искусства скульптуры Ю.Г.Орехова "Распятие" и "Сергий Радонежский", как "кощунственные по отношению к Православным Святыням и Православной Вере" и оскорбительные для чувств верующих.

Аналогичные материалы были Вами помещены в интернет, переданы в Московский Патриархат и направлены в правоохранительные органы для расследования и принятия судебного решения.

Что "кощунственное" Вы обнаружили в превосходной строго-реалистической статуе Сергия Радонежского работы Ю.Г.Орехова, из Вашего письма не ясно; скульптурной группе "Распятие" Вы предъявляете следующие "обвинения": 1/.Христос в "Распятии" Ю.Г.Орехова представлен нагим, без набедренной повязки; 2/. Явлен в "нетрадиционной позе"; 3/.Вместо креста распят на "современной ажурной металлической конструкции". По Вашему мнению, изображать Христа так, как изобразил Ю.Г.Орехов: "это "вновь участвовать в Его поругании и распинании вместе с гонителями, хулителями и распинателями Христа! В этом тяжкое кощунство и ложь!" Усматривая в "Распятии" Ю.Г.Орехова "чудовищный по своей духовно-разрушительной силе лжеобраз Христа", "страшнейшую духовную язву и духовный рак со смертельными метастазами" и т.п., Вы договариваетесь до того, что "экспозиция с "Распятием" в Московском музее современного искусства далеко не случайность, а вполне может носить намеренный, хорошо продуманный и целенаправленный характер, имея своей главной целью - оскорбление, глумление и надругательство над Святыней - образом Иисуса" (подчеркнуто Вами).

В ответ на подобные вопиющие обвинения, считаем нужным от имени РАХ и Московского музея современного искусства высказать следующее.

Вы, господин Н., представляете себя "русским православного исповедания", но видимо, не понимаете, что непомерная гордыня, с какой Вы присвоили себе право быть карающим судией над искусством, клокочущая ненависть и злоба, пронизывающая каждое Ваше слово и действие, одержимость, с которой Вы призываете всех пользователей интернета "кто видел это кощунство и/или располагает информацией по данному делу" проникнуться Вашей иступленной злобой и "содействовать следствию, выступать в качестве свидетелей" и т.п. - АБСОЛЮТНО НЕСОВМЕСТИМЫ С ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНСТВОМ. Не сознаете, что Ваша "защита" Иисуса путем доносов, обращений в "правоохранительные органы" и попытки организовать судилище над искусством является истинным кощунством и надругательством над великой заповедью Христа - не судите, да не судимы будете?

В своих посланиях и призывах, Вы являете себя невежественным средневековым фанатиком, не имеющим ни малейших понятий об искусстве. Неужели современному, очевидно достаточно грамотному человеку нужно разъяснять, что великие христианские образы вдохновляли и порождали не только церковное искусство - иконы, росписи церквей и т.п., но и станковые картины и скульптуры на религиозные темы, не предназначенные для церкви, не придерживающиеся строгих канонов, обязательных для церковного искусства и, тем не менее признанные как высокое духовное достояние человечества? Вы приводите правила церковного канона, подчеркивая: "Таким образом, был узаконен канон как критерий литургического качества изображения" (подчеркнуто Вами), распространяя этот критерий на все вообще искусство, обращающееся к библейским сюжетам, и трактуя всякое отступление от канонов как недопустимое кощунство. Следуя Вашим установкам, нужно немедленно выбросить из Третьяковской галереи, уничтожить или, по крайней мере, придать анафеме замечательные картины Н.Ге, И.Крамского, А.Иванова на евангельские темы, сбить со стены Сикстинской капеллы "Страшный суд" Микеланджело, запретить под угрозой судебного преследования, современным русским художникам Н.Нестеровой, Д.Жилинскому, И.Пчельникову, П.Никонову и многим другим экспонировать свои картины "Пиета", "Тайная вечеря", "Несение креста" и т.п. как не соответствующим "критериям литургического качества".

"Распятие" Ю.Г.Орехова не предназначено для церкви. Оно не претендует на то, что бы помещаться в храме, экспонируется в музее, как "высокохудожественное" - по Вашему собственному определению - произведение на религиозную тему. Отступая от традиционного церковного образа распятия, "выражающего Божественный покой и величие", скульптор ни в чем не погрешил против "исторического реализма". То, что Иисус был распят нагим, без набедренной повязки исторически достоверно. То, что его прекрасное, гармонически и строго реалистически переданное скульптором тело дано не в состоянии покоя, а являет страшные муки, вызывая у зрителя острое чувство сострадания и, сопереживания - ни в коей мере не может считаться "кощунством". Что касается "современной ажурной металлической конструкции", то надо прямо признать: скульптор Ю.Г.Орехов нашел удивительно сильное, символическое решение темы распятия. Христос распят не на кресте, а на "техническом достижении" новейшего времени, бездушной металлической арматуре. Можно ли не понять этого символа, не содрогнуться от ужаса при мысли, что мы, современные прагматики, возведя в культ свои технические достижения и во имя "научно-технического прогресса" забывшие о Боге, ежеминутно РАСПИНАЕМ ХРИСТА, своими грехами предаем Его, обрекаем на жестокие мучения и действительно "соучаствуем" в Его распятии?

Вы отлично поняли грозный смысл работы Ю.Г.Орехова, его трагический укор всем нам - именно это, несомненно, и вызвало у вас столь яростное сопротивление. Вам хотелось бы внушить верующим, что распятие Христа совершилось две тысячи лет назад и мы, люди XXI века, не несем за Его распятие решительно никакой ответственности. Да нет! Несем! МЫ взорвали Храм Христа Спасителя - уничтожали не здание, а Спасителя. МЫ всего сорок лет назад - не прейдет род сей - распинали Христа на башенных кранах и бульдозерах "великих строек коммунизма", равнодушно проходили мимо опозоренных, обескрещенных церквей, обращенных в склады и гаражи... Вы полагаете, что об этом можно забыть и с самодовольством неофитов, спокойно, без малейших эмоций и уж тем более без чувства собственной греховности предаваться созерцанию "традиционного Христа", хотя бы и того слащавого, салонного образа, какой выставлен в магазине "Софрино" на Пречистенке?

Уверовав в свою "богословскую непогрешимость", вы посчитали себя в праве, изъясняясь языком Постановлений ЦК КПСС сталинского времени, клеймить, разоблачать, писать доносы... Понимаете ли Вы, какое чудовищное клеветническое обвинение предъявляете Музею современного искусства и его создателю Зурабу Константиновичу Церетели? Какое оскорбление памяти прекрасного скульптора Юрия Григорьевича Орехова, отдавшего все силы на восстановление Храма Христа Спасителя в Москве, позволяете себе?

Согласно христианским заповедям, Вашу деятельность можно назвать греховным изуверством. По юридическим нормам - счесть злостной клеветой, дающей повод обратиться в суд.

И последнее. Вы запустили свое открытое письмо в интернет, сделали достоянием миллионов пользователей. Интернет - величайшее техническое достижение и благо последних десятилетий, постоянно оборачивается для человечества величайшим злом. Его всемирная паутина способна затягивать людей в атмосферу всего того, что так ярко проявилось в затеянной Вами недостойной "кампании" по уничтожению неугодного Вам прекрасного произведения искусства - самонадеянного невежества, злобы, клеветы, вопиющей безнравственности. Вы желаете видеть православный народ ТАКИМ?

* * *

Надо ли доказывать, какой чудовищный вред способно принести культуре, искусству и прежде всего Церкви "активность" такого рода! Не в этом ли - дескредитации Церкви, Патриархии, лично Патриарха, а главное, Христианства кроется истинная цель развернувшейся сейчас кампании?

Религиозное искусство в наши дни идет по двум направлениям. Возрождается и быстро развивается церковное искусство; восстанавливаются и строятся заново храмы, создаются новые росписи, мозаики, иконостасы, иконы. Сделано немало; можно представить целый ряд прекрасных работ, назвать имена отличных мастеров церковного искусства всех поколений.

Наряду с этим, религиозная тема волнует и вдохновляет художников на создание вещей, трактующих религиозные темы и образы в станковых картинах и скульптурах, не предназначающихся для помещения в церковь. Никто из подлинных ценителей искусства никогда не оспаривал права художников на такое, глубоко личное религиозное творчество, являющееся в работах крупнейших мастеров драгоценным богатством всей мировой художественной культуры.

Наметившаяся сейчас тенденция - откровенное глумление над религией, которому придается видимость "искусства", к подлинному искусству - никакому, ни церковному, ни светскому, не имеет никакого отношения. Всё оно от начала до конца - грубая провокация, направленная на раскол общества, на религиозное противостояние, чуть ли не на разжигание религиозных войн. Вопиющий пример: откровенно халтурный бездарный фильм о Махамете в США привел к такому взрыву всего мусульманского мира, такому обострению отношений мусульманства и христианства, вплоть до беспощадных гонений коптов в Египте, какого не помнит Новая история.

Видимо, кому-то (кому?) очень хочется раскочегарить и в России нечто подобное. Едва ли не первая цель всей "пусси-акции": подхлестнуть фанатиков, черносотенцев, невежественных начальников на агрессивные выходки, запреты, способные вызвать решительные протесты оппозиции, но прежде всего негодование интеллигенции. Расколоть Россию на "народ" и "интеллигенцию", оттолкнуть интеллигенцию от Православия, возбудить ненависть к Церкви, к Патриарху, а фактически (прикрыто) к ИИСУСУ ХРИСТУ, который столь многим в современном мире мешает "жить" - вот реальная опасность, которой нельзя, недопустимо пренебрегать равно и Церкви, и интеллигенции.

Хотелось бы добавить: и правительству.

 

поделиться:

 
Рейтинг@Mail.ru