Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
На северном краю земли русской, где река Нева катит свои суровые воды, стоит Храм. Золотые кресты Храма пронизывают петербургское небо, одевая на себя то необыкновенно чистую голубизну, то тяжелые серые тучи, то белоснежные и легкие, словно пуховые, облака. Чудесен этот Храм и известен по всей земле - Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Храм, построенный волею основателя города русского царя Петра Первого, имеет богатую историю, несколько строк которой связывают северную столицу и Кавказ.
В 1822 году двое участников строительства Исаакиевского собора Джузеппе (1788-1840) и Джованни (1782-1842) Бернардацци, уроженцы города Лугано (итальянская часть Швейцарии), потомственные зодчие подпишут документ: "1822 года августа 21 дня мы, нижеподписавшиеся архитекторы Иван и Иосиф Бернардацци, дали сие обязательство в медицинском департаменте Министерства внутренних дел в том, что мы обязуемся ехать на Кавказ, где минеральные воды, и производить постройку по планам и по фасадам бань и прочих к ним принадлежащих зданий...".
Архитектурные идеи, строительные приемы, полученные знания и опыт на петербургских стройках и, конечно, на строительстве Исаакиевского собора молодые архитекторы принесли на КМВ. Давая согласие занять должность архитекторов, главных строителей в этом совершенно неизвестном им краю, Бернардацци , вероятно, надеялись осуществить свои архитектурные планы. В столице, находясь под рукой О. Монферрана, главного руководителя строительства Исаакиевского собора., инициатива их, надо полагать, была связана. Документальных свидетельств нет, а молва, теперь уже почти двухсотлетней давности, рассказывает о неком конфликте между Монферраном и Бернардацци. Это обстоятельство и послужило причиной решения Бернардацци ехать на Кавказ.
Назначению братьев Бернардацци архитекторами в нашем крае предшествовали хлопоты тогдашнего наместника Кавказа генерала А.П. Ермолова. В 1822 году генерал Ермолов обращается с рапортом к Управляющему Министерства внутренних дел графу В.П. Кочубею: "Без архитектора нельзя ничего делать, и если Вы не назначите человека способного, то у меня нет такового, офицеры же инженерные заняты другими предметами". Выбор пал на братьев Бернардацци. Один из них, Джузеппе, был архитектором, другой - Джованни - искусным мастером каменных дел.
Кавказский край! "Ужасный край чудес! ..." - будет восторгаться Александр Сергеевич Пушкин двумя годами раньше приезда наших архитекторов. В этом свободном нетронутом ещё пока цивилизацией краю и предстояло творить Бернардацци. Вероятно, очарованные дикой природой, ощутившие мощь горных ландшафтов и свободный творческий полет архитекторы-чужестранцы пели от счастья!
Пожалуй, только очень счастливому человеку придет мысль построить беседку, в которой будет звучать мелодия ветра! М.Ю. Лермонтов отметил это чудесное сооружение, рассказав о нем в "Княжне Мери". На выдающейся высоте Внутреннего отрога в конце XVIII века военные поставили наблюдательный пост, чтобы охранять покой курортного люда от возможных нападений немирных горцев. В 1810 году пост был упразднен, и на освободившейся площадке по инициативе главного врача курорта Ф.П. Конради архитекторами Бернардацци была построена в 1831 году беседка "Эолова арфа". Название беседки не случайно. Между восемью каменными колонами, которые поддерживают куполообразную крышу с флюгером, был установлен короб с натянутыми струнами арфы. Под порывом ветра флюгер, поворачиваясь, касался внутренней стрелочкой этих струн, и над Пятигорском плыла мелодия ветра. Эта беседка стала не только украшением курорта, но и его символом.
Два проекта: Ресторации и минеральных ванн разработал для пятигорского курорта петербургский архитектор И.И. Шарлемань. Эти проекты были высочайше утверждены, но зодчие Бернардацци увидели в них несовершенство и, не меняя утвержденный фасад, изменили их планировку. Эти изменения в проектах утверждает генерал А.П. Ермолов, наместник царя на Кавказе.
В 1824 году начинается строительство Ресторации, зодчие сталкиваются с отсутствием квалифицированных строителей. В помощь строительной комиссии в Пятигорск из Москвы направили военнорабочую роту из 250 солдат, которых было необходимо научить строительным работам. Бернардацци сами берут в руки инструмент и вырезают капители колонн из камня, фризы, сами штукатурят и обучают этому солдат.
Ресторация была предназначена для ресторана, где курсовые могли получить недорогую диетическую еду хорошего качества , здесь же гостиница, в которой предполагалось останавливаться на несколько дней. В праздники и по вечерам устраивались балы, о чем находим рассказ М.Ю. Лермонтова в главе "Княжна Мери" из романа "Герой нашего времени". На фасаде этого здания несколько мемориальных досок, рассказывающих о пребывании выдающихся персон в разное время.
В первом каменном здании Пятигорска присутствуют мотивы столицы. Портик , колонны ионического ордера, высокое крыльцо, окна разных очертаний по линиям трех этажей - создали архитектурный образ, которому будут подражать и к которому будут стремиться последующие застройщики КМВ.
В 20-е годы XX века здание занимала администрация КМВ, а с 1931 года здесь разместился Государственный научно-исследовательский институт курортологии. Во время оккупации в бывшей ресторации располагалась немецкая комендатура, при освобождении Пятигорска в ней возник пожар, от которого здание сильно пострадало. В 1953-55 годах произвели капитальный ремонт его по проекту талантливого зодчего И.Г. Шамврицкого. Не смотря на то, что внешний облик здания несколько изменен, сохраняется представление об архитектурных мотивах времен Бернардацци.
Минеральные ванны под горой Горячей получили название Николаевские - в честь царя Николая I. Это великолепное здание было первым капитальным лечебным заведением на новеньком курорте. В 30-е годы XIX века оно поражало курсовую публику монументальным видом, удобствами и роскошью внутренних помещений. Не петербургские ли мотивы прослеживаются в этом проекте? Перед ванным зданием был разбит цветник и высажены деревья, образовавшие уютную аллею.
1829год... Здесь в диком не обустроенном крае появилось два монументальных здания, задавшие архитектурный характер будущего курорта. Это и есть главная заслуга славных архитекторов Бернардацци!
Бернардацци выпало счастье и честь проектировать первые курорты России. Понимание важности и сложности этой задачи складывается в многолетний упорный труд архитекторов. Усилиями этих зодчих родится проект Пятигорска, который предусматривал максимально рациональное использование местности под застройку с сохранением природных ландшафтов, особо важно было бережное отношение к местам выхода минеральной воды.
Бернардацци установили правило, которого долгое время придерживались при курортном строительстве: возводить здания не более двух-трех этажей, строить так, чтобы одно сооружение не загораживало горизонтов для другого.
В 1829 году первая русская военно-научная экспедиция отправляется к Эльбрусу. В этот поход был приглашен Джузеппе Бернардацци в качестве рисовальщика. 10 июля 1829 года Эльбрус был покорён. На пятигорской земле в северном отроге горы Горячей братья Бернардацци увековечивают это событие строительством грота. Грот - по тем временам модное парковое украшение - получает название в честь победы над Эльбрусом - "Эльборус". Небольшое углубление в горе по проекту Бернардацци увеличивают, свод и стены облицовывают "готической плиткой", вход украшен двумя дорическими колоннами из белого машукского камня и представляется триумфальной аркой. Глыбы вулканического туфа, уложенные на внешней стороне грота, изображают покоренную гору . Работа по сооружению грота началась весной 1830 года и окончательно завершилась летом 1831 года. Пятигорский грот похож на тот, что в Александровском саду у Московского Кремля. Но вскоре генерал Емануель приказал именовать новое сооружение Гротом Дианы, вероятно, этому шагу генерала найти объяснение не удастся.
Грот Дианы. Под таким именем этот пятачок пятигорской земли войдет в биографию М.Ю. Лермонтова. Здесь пройдет последний в жизни поэта бал, через неделю он погибнет на дуэли.
Джузеппе Бернардацци обладал незаурядным талантом рисовальщика. Его рисунки, посвященные историческим памятникам Кавказа, стали драгоценными документами, запечатлевшими то, что теперь исчезло. Рассказ о Бернардацци-художнике составляет отдельный разговор.
Одновременно с застройкой Горячеводской долины планируется и зеленое украшение курорта. На весьма ограниченной площади необходимо было создать зоны отдыха. Бернардацци планируют главный бульвар. Рассматривая старые чертежи, зарисовки 30-х годов XIX века представляется широкая зеленая линия, образованная молодыми липками, в пока ещё скудной тени которых расставлены скамьи. В этом зеленом проспекте очень ярко просматриваются черты северной столицы, прямые линии Санкт-Петербурга перенеслись на Кавказ! Талант Бернардацци эти прямые линии сделал весьма уместными при горных ландшафтах!
В отчете, составленном Бернардацци к окончанию контракта, зодчий перечисляет 147 строительных объектов. Это не только здания административного, общекурортного назначения, это ещё и множество проектов домов для жителей курортов.
Бернардацци работали на Кавказе в очень сложное время: ещё население было малочисленным, постоянная угроза со стороны немирных горцев, отсутствие строительных материалов, отсутствие нужного количества рабочих рук, отсутствие квалифицированной рабочей силы, ограниченность в капиталах.
Сегодня, поднимая архивы зодчих, удивляемся числу проектов, удивляемся невероятной работоспособности архитекторов, широте полета их творческой мысли. В этих проектах и монументальность, и изящество, и простота. Надо было много строить жилья, быстро развивать новое поселение. Понимая трудности строительства, создавались незамысловатые проекты для новоселов.
Многое из задуманного архитекторами осталось не реализованным при их жизни. К части этих проектов удалось вернуться позже, при подготовке к празднованию первого столетия курортов
Парковые украшения, спроектированные архитекторами в первой половине XIX века, возможно, при дальнейшем благоустройстве КМВ, воплотятся в жизнь. Произошло же так с беседкой, что стоит над Зеркальным прудом в Кисловодске! Не отзвук ли мотивов Петергофского парка эта беседка?
Большинство объектов, построенных талантливыми зодчими, к сегодняшнему дню исчезло. Это случилось по разным причинам. Часть строений разрушено по недоумию, часть не вписывалась в новые планы, часть погубило время. Однако, невозможно представить КМВ без Бернардацци. Зодчие принесли сюда свое видение будущего курортов, свой талант, свое сердце... В этом диком краю они применили европейские правила застройки и планировки будущих городов, установили направление развития архитектурного облика курортов.
Архитекторов представили к высокой награде, но бюрократические правила не позволили эту награду им получить, наградой стал подарок генерала Ермолова - бриллиантовый перстень.
Контракт предполагал шестилетний срок, но по завершении его Бернардацци вынуждены были остаться здесь. Замены им не было, а составленные архитекторами планы нуждались в завершении. Оказалось, что сложившиеся обстоятельства контракт продлили на всю жизнь! Изнурительная работа, слабое здоровье сделали свое дело: замечательные таланты, хорошие люди рано ушли из жизни. Старший из братьев Джованни этот мир покинул в возрасте шестидесяти лет, Джузеппе - пятидесяти двух. Пятигорская земля, которую полюбили чужестранцы, стала их приютом после смерти.
Джузеппе в кавказском крае нашел свое счастье, в двух сыновьях и дочери сложилось продолжение рода. У Джованни семьи не было.
Бернардацци - древний род, с XVIII по XX век он дал Петербургу и России несколько поколений архитекторов, художников, мастеров прикладного искусства, специалистов по камню, декоративной отделке интерьеров.
В кавказской линии рода Бернардацци горят яркие звезды таланта архитектора Александра Бернардацци, принявшего гражданство России и двух его сыновей: Александра и Евгения.. Получив архитектурное образование, сын пятигорского Бернардацци будет назначен в Кишинёв и займет в этом городе такое же положение, как его отец в Пятигорске.
Александр Бернардацци станет самым известным архитектором юго-западных областей России конца XIX века.
Внук же Джузеппе Бернардацци - Александр - был архитектором в Одессе, много работал в Петербурге, занимался преподавательской деятельностью. Летом 1917 года уехал в Пермь, затем в Екатеринбург. В планах его было создание зданий для университета и Горного института. В годы политической неразберихи эмигрировал в Харбин, где и умер в 1925 г.
Младший сын Евгений, получил архитектурное образование за границей, некоторое время работал в Петербурге, но после октябрьской революции отправился в Кишинев. Свои таланты он проявил как городской архитектор, занимая эту должность до 1931 года. В 1931 году его не стало. По сведениям, известным на сегодняшний день, на этих лицах российская линия рода Бернардацци оборвалась.
Можно сказать: от Петербурга до Одессы и от Кишинева до Харбина архитекторы осуществили более 300 проектов, до наших дней, к сожалению, сохранилась треть из них.
В конце августа 2012 года будет 190 лет контракту, заключенному между архитекторами Бернардацци и Медицинским департаментом Министерства Внутренних дел России.
Уважая творческий подвиг наших архитекторов-строителей Джузеппе и Джованни Бернардацци, одну из красивейших улиц Пятигорска назвали их именем.
Рассматривая Пятигорье с высоты птичьего полета, невольно задерживаешь внимание на старых частях курортов. Это непосредственное детище талантов чужестранцев, полюбивших кавказскую землю и отдавших ей всю свою творческую душу! Наш им поклон!
август 2012 года, город Кисловодск
Иллюстрации к статье "Архитекторы Бернардацци"