Главная страница

Статьи А.Лаврешникова

 

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса".

Страницы наших друзей.

Кисловодск и окрестности.

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты.

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Андрей Лаврешников

Камерная певица Вера Иосифовна Духовская

В 2013 году исполняется 110 лет со дня рождения замечательной камерной певицы Веры Иосифовны Духовской (1903-1982). Пик её артистической карьеры пришелся на 20-30-е годы прошлого столетия. Ансамбль Вера Духовская Михаил Бихтер неизменно приковывал к себе внимание многочисленных слушателей. Свежесть трактовок самых известных произведений, широта репертуара от старинных пастушеских песен до русского классического романса, от народных песен до сочинений Прокофьева, оригинальность взгляда на построение концертной программы, высочайший класс ансамблевого музицирования вот далеко не полный перечень выдающихся качеств этого камерного дуэта.

Вера Духовская родилась в Москве в 1903 году в культурной московской семье, очень любившей искусство, особенно музыку. Отец - профессор химии - недурно играл на виолончели. Музыкальные способности девочки гармонично развивались в благоприятной обстановке. Знаменитый композитор А.Т.Гречанинов, друг семьи Духовских, заинтересовался юным дарованием и с удовольствием аккомпанировал будущей певице, в том числе и свои сочинения.

Осознание своего призвания пришло к Вере Духовской рано. Девушка, обладавшая, лёгким прозрачным сопрано, интуитивно верно оценивала свои данные: её тянуло не к оперной сцене, а к камерному музицированию. Успешно сдав вступительные экзамены в Московскую консерваторию, Вера Иосифовна тем не менее предпочла занятия в Московском Филармоническом училище (позднее ГИТИС). Её педагогом стала Е.Ю.Жуковская, ученица профессора Умберто Мазетти, взрастившего целую плеяду выдающихся отечественных вокалистов с А.В.Неждановой во главе.

Первые годы профессионального становления певицы совпали со временем гражданской войны и послевоенной разрухи. Новый зритель солдаты, рабочие, студенты посетители массовых шефских и клубных концертов с радостью принимали выступления Духовской, которая в те годы исполняла, к примеру, и Жить, будем жить Глиэра, и Я ли в поле да не травушка была Чайковского, и Титулярного советника Даргомыжского. С первых лет творческой деятельности значителен творческий диапазон певицы, характерна смелость в выборе репертуара.

В 1923 году на одном из концертов Духовскую услышал нарком просвещения А.В.Луначарский. Думая о развитии молодого дарования, он посоветовал певице отправиться в Петроград и попытаться войти в доверие к Бихтеру. Михаил Алексеевич Бихтер - выдающийся музыкальный деятель предреволюционной эпохи, главный дирижёр знаменитого Театра Музыкальной Драмы под художественным руководством И.М.Лапицкого, тонкий пианист-ансамблист, знаток вокальной литературы. Им восхищался сам Шаляпин.

Бихтер чрезвычайно взыскательно относился к отбору певцов, с которыми ему хотелось работать. Вокалист, представлявший для него интерес, должен был обладать красивым, выразительным, хорошо обработанным голосом, тонкой артистичностью, интеллигентностью, а также умением покорно и чутко усваивать все его указания. Вера Иосифовна Духовская в высшей степени отвечала всем этим требованиям.

До встречи с Бихтером Духовская уже владела обширным репертуаром, которого хватало на четырнадцать концертных программ. Теперь знакомое пришлось переучивать заново, а изучение новых произведений сопровождалось - по требованию Бихтера - вживанием в литературные источники, проливавшие свет на эпоху, что помогало высветить, оживить нотную запись. C неистощимой фантазией Бихтер придумывал все новые и новые программы концертов, репертуар которых свыше семисот произведений - охватывал не только классику России и Запада, но и сочинения современников Шоссона, Регера, Стравинского, Бартока. Особое место в этих программах отводилось творчеству советских композиторов: С.Прокофьева, Н.Мясковского, М.Гнесина, Л.Книппера, В.Белого, Б.Шехтера. За десять лет существования дуэта было подготовлено значительное количество оригинальных программ, среди которых были Истоки русского романса, Театральная музыка, Музыка городских окраин и даже Путь артиста в буржуазном обществе.

И все же в силу разных причин деятельность дуэта в 1934 году завершилась. Вера Иосифовна продожала выступать в концертах камерной музыки с прекрасными пианистами: В.Донато, Н.Вальтером, С.Самуэльсоном, С.Давыдовой, композитором Кацем. Её концертные программы порой приобретали для того времени оттенок некоторой эксцентричности, к примеру, она пела романсы из репертуара знаменитой А.Д.Вяльцевой. С блеском певица исполняла и музыку из популярных оперетт. Но и в этом репертуаре неизменно проявлялся художественный вкус певицы.

Сохранилось довольно большое количество записей В.Духовской. Практически все они были выполнены в Москве и Ленинграде в 1929-1939гг. Ранние записи в ансамбле с М.Бихтером песни и популярные романсы Глинки, Гурилёва, Даргомыжского, Чайковского и др. - несут на себе печать творческого поиска. Голос певицы небольшой, но светлый и звонкий, она им прекрасно владеет. Дикция изумительна. Вокальная линия чиста и безупречна. Во всем масса интересных находок. В более поздние годы появились записи советской музыки, арий из оперетт. Особенно хочется выделить записи сцены опьянения из оперетты Перикола Оффенбаха и арии Серполетты из комической оперы Корневильские колокола Планкетта, исполненные в ансамбле с выдающейся ленинградской пианисткой Софьей Осиповной Давыдовой. Чудесной эмоциональной свежестью отмечено исполнение неаполитанских песен в русских переводах Роза, Плясовая, Обманщик в сопровождении неаполитанского ансамбля Николая Розова, интересны интерпретации песен для детей.

В 1948 году в возрасте 45 (!) лет Вера Иосифовна оставила концертную деятельность (последние десять лет она была солисткой ВГКО) и вплоть до 1957 года преподавала в Московском музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова. Вплоть до последних лет жизни Духовская жила в Афанасьевском переулке у Арбата в обветшалом деревянном доме. Её скромные комнаты на втором этаже, выходившие окнами в сирень, были украшены живописными работами Бенуа, Мануйлова, Сарьяна, почитателями её таланта...

Вера Иосифовна Духовская не имела званий, имя её сейчас практически забыто. Жаль! На пороге 20-летия артистической карьеры певицы, в 1940 году, профессор А.М.Авраамов писал: глубокий индивидуальный подход к исполняемому, разрушение штампов и шаблонов, сколь бы авторитетны они ни были, максимальное раскрытие авторского замысла всё это Вера Духовская пронесла через всю свою артистическую карьеру, сохранила и сегодня. Думаю не ошибусь, если скажу, что ценный исполнительский опыт и эстетическая прелесть творческого наследия певицы достойны внимания самой широкой аудитории и в XXI веке.

 

поделиться:

 
Рейтинг@Mail.ru