Главная страница

Страница Револьта Пименова

 

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса".

Страницы наших друзей.

Кисловодск и окрестности.

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты.

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
"Вечерний Петербург", N52 (20754),
19 марта 1996
подвижники

СЛОВО СРЕДЬ ЗЕМНЫХ ТРЕВОГ

Об ученом-математике, историке, публицисте и правозащитнике Р.И. Пименове вспоминает его сын

- Револьт Револьтович, ваш отец дважды был осужден по политическим статьям, а в третий раз пять лет находился под следствием. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

- Мой отец, Револьт Иванович, родился 16 мая 1931 года вблизи Ростова-на-Дону. Детство и юность провел в Ростове, Магадане, Москве и Ленинграде. В Ленинграде окончил школу и поступил на математико - механический факультет ЛГУ. В 1949 году он вышел из комсомола, за что попал на несколько месяцев в сумасшедший дом. Это стало началом его противостояния режиму. В юности он увлекался филологией и историей, но понимал, что ему "на историческом в два счета оторвут голову", - потому окончил матмех (с перерывом, поскольку исключался за "крайний индивидуализм", но был восстановлен). За годы учебы увлекся космологией, ее геометрической трактовкой, сделал ряд докладов и опубликовал несколько статей.

После известной речи Хрущева в 1956 году отец стал "брать свободу слова явочным порядком": в обширном кругу своих друзей делился своими немарксистскими оценками русской истории; протестовал против удушения венгерской революции, распространял "секретный" доклад Хрущева. В 1957 году он был арестован за создание антисоветской организации по статье 58 УК и приговорен к 10 годам лагерей. По ходатайству поэта Твардовского и академиков - математиков Келдыша и Смирнова освобожден в 1963 году. Начал работать в Ленинградском отделении Математического института, в Институте им. Герцена защитил кандидатскую диссертацию, а через несколько лет в Москве в Математическом институте им. Стеклова - докторскую диссертацию по космологии.

В 1970 году он был арестован за распространение самиздата и осужден по статье 190-1 УК на 5 лет ссылки в поселок Красный Затон под Сыктывкаром, республика Коми. Год проработал там пилоставом и электриком, затем - научным сотрудником в Коми филиале Академии наук. К 1977 году закончил работу над рукописью "Происхождение современной власти".

В 1982 году против него возбуждено новое дело. Причина - месть за исторический труд "Происхождение современной власти", ходивший в самиздате под псевдонимом Спекторский. Пока КГБ искал документального подтверждения, что под псевдонимом Спекторский скрывается Пименов, "перестройка" набирала силу, и в 1987 году дело прекратили

В 1989 году отец был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР, но во втором туре проиграл Зато в 1990 году легко победил на выборах в народные депутаты России. Работал в конституционной комиссии Съезда. Осенью 1990 года лег в больницу: рак желудка. Из-за осложнений после проведенной в Берлине операции умер в декабре того же года.

- Кто ваш отец был по убеждениям? Была ли у него своя идейная концепция, система взглядов? Верил ли он в Бога?

- Его взгляды не охарактеризовать одним словом или страничкой текста. Наиболее близкой к истине представляется формулировка, с которой он был исключен с матмеха - "крайний индивидуализм". Но зачем тогда ему было вкладывать столько сил, претерпевать столько страданий ради России?. Об этом можно догадываться. Я лучше расскажу о том, что он любил. Любимые поэты - Пушкин, Гумилев, Киплинг. Любимые писатели - Шекспир и Достоевский. Любимый философ - Ницше. Чаще всего читаемая книга - Библия. Любимый музыкант - Вагнер. Любимая игра -- шахматы. Еще он любил повторять: "Я не попугай, чтобы говорить одно и то же". Он не любил никаких мировоззрений, которые сужают кругозор, его задевала фраза Достоевского "широк человек, надо бы сузить".

Он не любил, когда из идей делают модернизированное прокрустово ложе, на котором обрубаются не влезающие в него части жизни. Впрочем, я ведь мог многого не заметить - в юности чаще споришь с родителями, чем приглядываешься к ним. Помню, как я удивился, когда он мне рассказал, о чем молится, а о чем молиться нельзя. Я-то думал, что он неверующий! Но что он не был человеком церкви, я убежден по сей день.

- Как ваш отец относился к советскому режиму?

- Вряд ли это нужно объяснять. Однажды, гуляя по Сыктывкару, он мне сказал: "Пускай нам общим памятником будет разрушенный в боях социализм". Когда я что-то сказал о дьяволе, отец произнес: "Ну, КГБ от него недалеко".

Он не очень любил, когда его называли правозащитником, еще меньше - диссидентом. Ему больше нравилось слово - революционер

- Слышал, что за деятельность отца подверглись репрессиям и вы.

- Действительно, и у меня были кое-какие столкновения с КГБ. В 1983-м, весной, по его команде меня исключили со второго курса матмеха ЛГУ. Приказ об этом подписал проректор Ермаков - тот самый, который был сокурсником моего отца и в свое время принимал участие в его исключении за "крайний индивидуализм".

- Когда ваш отец был реабилитирован?

- В 1991 году, справка об этом имеется, но извинений от КГБ никто не слышал.

- Как вы считаете, какие произведения вашего отца должны быть опубликованы?

- Нужно опубликовать большую работу отца "Происхождение современной власти". К 1990 году он ее переработал, и первые две части - "Россия в борьбе за конституцию" (1855-1905) и "Россия конституционная" (1906-1916) - уже набраны на дискету, готов макет: это все сделали друзья отца по Сыктывкару.

Приведу цитату из авторского предисловия к этой книге: "Мне хотелось осмыслить на материале родной мне истории, что такое "государство", "народ" и "правительство", что нового внесла в этом плане Россия в мир в XX веке. Для этой цели я стал подымать факты, и уже к 1952 году осознал, что все те схемы, которыми пичкали нас советские историографы и пропагандисты, просто не имеют никакого отношения к реальности. Вместо того чтобы заняться изобличением и опровержением их вранья, я, просто отстранив его, начал воссоздавать фактуру российской истории XIX-XX веков".

Теперь дело за Государственной думой, поскольку ею принято решение об издании 1500 экземпляров этой книги, причем каждый депутат должен получить по одному. Но, как всегда, от принятия решения до его исполнения - дистанция огромного размера. Я надеюсь все же, что решение совета Думы об издании этой книги будет исполнено.

Другое сочинение, которое следует издать, - "Мемуары". На фоне трагической истории XX века разворачивается история семьи и друзей Пименова. В первую очередь следует издать первую главу "Один политический процесс", повествующую о событиях 1956-1957 годов, о том, за что Пименов и его друзья получили лагерные сроки.

Издание его книг поможет людям понять недавнюю историю, не повторять прошлых ошибок: нетерпимости, партийной узости, неистового фанатизма, жесткости.

Создан фонд имени Р.И. Пименова, и все желающие познакомиться с наследием Револьта Ивановича в целях издания его произведений могут обращаться ко мне через редакцию.

- Ваш отец был ученым-математиком, историком, писателем, да еще и правозащитником, а потом депутатом.

- Как он сумел сделать так много в таких разных областях? А.Д. Сахаров, помогая ему в избирательной кампании 1989 года, сказал: "Р.И. Пименов - самый широкий человек, которого я знаю". За этой широтой, многогранностью не так-то просто увидеть цельность. "Наполни смыслом каждое мгновенье, тогда весь мир ты примешь во владенье", - эти строчки Киплинга он прислал мне, когда я служил в армии. Он время заполнял не злословием, не саможалением, а самопознанием, учением и творчеством. Он верил в силу Слова и любил цитировать Н. Гумилева: "И забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это Бог..."

Эта вера помогала ему творить, писать "в стол", страдать. В Красном Затоне он работал электриком, лазил по столбам, зажигал фонари. Кто потерял от этого? Общество больше, чем он. Он не успел доказать какие-то теоремы - когда теперь их узнает наука? Его наследие известно всего лишь сотням людей - кто теряет от этого? Те, кто его книги еще не прочитал!

- Но все же, откуда у него такие творческие силы?

- Приведу свою версию, может быть, он оспорил бы ее. Есть древнее учение о падшем и возрожденном, возрождаемом Адаме, о способностях, данных человеку Богом, коими мы из-за греха не умеем пользоваться. Творчество так же присуще человеку, как лошади - бег, и удивляться стоит не одиночкам, его проявляющим, а множеству, которое коснеет в апатии и лени, в бесплодии. Вот это, в самом деле, противоестественно.

Надеюсь, я верно понимаю церковное учение о богосыновстве: Бог хочет усыновить каждого человека, хочет, чтобы каждый стал его сыном А сын Божий может очень многое, и на молитвы о творческих успехах Бог отвечает с радостью.

  Беседовал Владимир ЗАХАРОВ

 

Страница о Р.И. Пименове на сайте bogemnyipeterburg.net (зайдя на эту страницу, в меню браузера нужно выбрать кодировку: utf8)

фильм об Р.И. Пименове на Ютубе (Телеканал Юрган. "Лица истории". 12 марта 2015)

 

поделиться:

 
Рейтинг@Mail.ru