Естественнонаучное краеведение
Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
[Статья написана в начале 2006 г. для университетского сборника по городской экологии, но сборник к 2011 г. так и не был опубликован.]
Для обоснования функционального зонирования рекреационных лесов, обычно используется такой показатель как посещаемость различных участков лесного массива отдыхающими. Но непосредственное определение посещаемости - это слишком трудоёмкая операция, чтоб она на самом деле могла использоваться при проведении проектных работ. О посещаемости судят по её последствиям - нарушению травяного покрова, образованию отграниченных тропами куртин подроста и подлеска и т.п. В качестве косвенного показателя интенсивности посещения леса особенно удобна густота дорожно-тропиночной сети (ДТС).
Чем выше посещаемость, тем гуще стихийно возникшая ДТС. Чем гуще ДТС, тем больше число пересечений дорог и троп с просеками, а этот последний показатель определяется сравнительно легко. На его основании выделяются зоны различной интенсивности рекреационного использования леса.
Для разработки методики в 1984 г. полностью была закартирована ДТС на площади 968 га в Куровском и Талдомском лесхозах Московской области - 128 км дорог и троп (Насимович, 1985). Позднее предлагаемая методика применялась автором для зонирования городских лесов Москвы (Измайловский и Битцевский леса, московская часть Лосиного Острова и др.), загородных лесных массивов (подмосковная часть Лосиного Острова, часть Томилинского и Учинского лесопарков близ Москвы, часть Солнечногорского лесхоза, "Зелёный Город" близ Нижнего Новгорода). Опубликована картосхема подобного зонирования Фили-Кунцевского лесопарка (Насимович, 1994). Приводились статистические показатели точности методики (Насимович, 1989). В крупных загородных массивах леса (например, в Учинском) удавалось выделить до семи зон, но в городских лесах их число не превышало пяти. Эти пять зон до некоторой степени соответствуют пяти стадиям рекрационной дигрессии (РД) по Н.С.Казанской и В.В.Ланиной (1975), хотя связь между двумя показателями не всегда чёткая.
При зонировании леса по густоте ДТС последовательно производятся следующие операции:
1. Подготовка картографической основы. По материалам лесоустройства вычерчивается (или бледно ксерокопируется) схема лесного массива с нанесёнными на неё границами леса, просеками, главными дорогами, водными объектами, болотами, балками, крупными полянами и т.п. Кроме того, желательно заблаговременное выявление и ориентировочное нанесение на схему границ жилой застройки, объектов стационарного отдыха, основных входов в лес, мест остановок транспорта и мест концентрации отдыхающих (анализ карт и опрос работников леспаркхозов).
2. Картирование пересечений просек с ДТС. Передвигаясь по просеке, наблюдатель картирует пересечения просеки с дорогами и тропами. Учитываются все дороги и тропы, кроме едва заметных ("временных") троп, проложенных при собирательстве и т.п. видах деятельности. "Временные" тропы отличаются от остальных хорошей сохранностью напочвенного покрова (трава только примята). Пересекающие и отходящие тропы учитываются одинаково. Дороги и тропы различной интенсивности использования учитываются одинаково (это не приводит к ошибке, так как в лесу редко бывают участки с тропами только какой-то определённой интенсивности использования). Расстояние от начала или от перекрёстка просек проще всего измерять в парных шагах. Удобно использовать тетрадочную бумагу в клеточку (1 клеточка - 10 парных шагов), а затем в соответствующем масштабе переносить данные на картографическую основу (поле-камеральная работа). Такой стереотип работы при некотором навыке избавляет от необходимости учитывать среднюю длину шага, которая в разных условиях различна (например, меньше в сырых лесах и на заросших просеках).
3. Аналогичное картирование пересечений при прохождении опушек и главных дорог. Эта операция производится в случае слишком редкой просечной сети или необходимости особенно точного зонирования наиболее посещаемых участков леса. Точность можно увеличить, пересекая лесной массив "челноком" через каждые 200, 100 или 50 м.
4. Нанесение на схему точек пересечения границ зон с просеками и т.п. Эта операция производится камерально. Точка ставится на схеме там, где при передвижении по просеке частота пересечений, уменьшаясь или увеличиваясь, начинает соответствовать показателям для другой зоны. В зависимости от поставленной задачи можно выделить разное число зон. Наибольший биологический смысл имеют следующие придержки: 1 и менее пересечений на 500 м маршрута (I стадия РД); примерно 1 пересечение на 200 м маршрута (I-II стадия РД); 1-2 пересечения на 100 м маршрута (II стадия РД), 3-4 пересечения (II-III стадия РД), 5-7 пересечений (III стадия РД), 8-10 пересечений (III-IV стадия РД), более 10 пересечений на 100 м маршрута (IV-V стадия РД).
5. Соединение проставленных точек плавными кривыми линиями. При этой операции нужно учитывать конфигурацию опушечной линии, а также наличие водных объектов, балок, полян, болот и т.п. На полянах и болотах данная методика не работает. Связь между посещаемостью и густотой ДТС в этих случаях иная и сложнее, чем в лесу. Маленькие по площади болота можно целиком включить в ту же зону, что и окружающий лес. Большие, трудно проходимые и непривлекательные болотные массивы можно условно отнести к менее посещаемой зоне, а некоторые болота (например, клюквенные) - к более посещаемой. Поляны обычно являются центрами концентрации отдыхающих, хотя тропы на них плохо видны из-за рекреационной устойчивости травяного покрова на освещённых местах.
Для особенно точного зонирования необходимо картирование всей ДТС. Удобно начинать с картирования пересечений пути наблюдателя с дорогами и тропами при движении по квартальным просекам и нанесённым на карту лесным дорогам. Затем внутри кварталов проходятся наиболее крупные дороги и тропы, начало и конец которых уже нанесены на картосхему.
При точном зонировании малых по площади участков (менее 10-20 га) в интенсивно посещаемых местах иногда целесообразно пользоваться не подсчётом пересечений, а картированием стадий дигрессии, т.е. не применять данную методику.
Если известна частота пересечений дорог и троп (шт/км), то приблизительную густоту ДТС (м/га) можно определить, умножая эту величину на эмпирически найденный показатель 22,5. Если нужно определить густоту ДТС квартала, можно поспользоваться описанным выше общим способом (с домножением на 22,5), а можно обойти квартал по его границе и подсчитать только дороги и тропы, отходящие вглубь него. В этом случае для приблизительного определения густоты ДТС (м/га) достаточно число отходящих дорог и троп разделить на длину границы квартала (км) и умножить на 35. Чем гуще ДТС, тем более сходные результаты дают эти два способа. При относительно равномерном распределении дорог и троп в пределах квартала второй способ даёт более точный результат.
Работая по описанной выше методике, нужно учитывать, что стадии рекреационной дигрессии не в полной мере соответствуют зонам определённой густоты ДТС. Эти стадии зависят не только от посещаемости леса, но и от устойчивости живого напочвенного покрова, а она в свою очередь - от механического состава почвы, освещённости под пологом леса и т.д. (например, в светлом лесу травы устойчивей к вытаптыванию). Густота и заметность троп тоже коррелируют с устойчивостью травяного покрова, но всё же эти параметры в большей степени определяются посещаемостью. Строго говоря, связь между густотой ДТС и стадией РД нужно определять эмпирически для каждого конкретного лесного массива (с преобладанием сосны, ели, липы или мелколиственных пород, сырого или сухого, подвергавшегося выпасу скота и не подвергавшемуся). В большинстве городских лесов Москвы (лиственных, не очень сухих, без выпаса скота) можно воспользоваться упрощённым вариантом методики (см. Выделение деградирующих насаждений...).
Казанская Н.С., Ланина В.В. Методика изучения влияния рекреационных нагрузок на древесные насаждения лесопаркового пояса г.Москвы в связи с вопросом организации территорий массового отдыха и туризма. М., 1975. 68 с.
Насимович Ю.А. К методике функционального зонирования рекреационных лесов. - в кн.: Современные проблемы рекреационного лесопользования. М., Гослесхоз СССР, 1985. С.184-185.
Насимович Ю.А. К методике зонирования лесных массивов по интенсивности рекреационного использования на основе анализа дорожно-тропиночной сети. М., 1989. Деп. во ВНИИЦлесресурс, N 749-ЛХ. 12 с.
Насимович Ю.А. Ценные природные объекты Фили-Кунцевского лесопарка в Москве. М., 1994. Деп. в ВИНИТИ, N 1837-В94. 72 с.