Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
ИЗГНАННЫЙ НА НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ Ю. А. Насимович На вопрос, для чего он родился на свет, он ответил: "Для наблюдения солнца, луны и неба". Ему сказали: "Ты лишился общества афинян". Он ответил: "Нет, это они лишились моего общества". Наконец, он удалился в Лампсак и там умер. Когда прави- тели города спросили, что они могут для него сделать, он ответил: "Пусть на тот месяц, когда я умру, школьников каж- дый год освобождают от занятий". Диоген Лаэртский об Анаксагоре ("О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов") В человеческой истории есть идеи и связанные с ними имена, к которым мы возвращаемся и возвращаемся. Один из таких центров притяжения - древнегреческий философ Анаксагор, живший в Афинах два с половиной тысячелетия назад. Он создал систему взглядов, которая и сейчас поражает воображение. Система Анаксагора была отвергнута, но не опровергнута, и люди могут к ней вернуться. Так попытаемся понять этого мыслителя, опираясь на наши новые знания. В учении Анаксагора афиняне совершенно справедливо разглядели угрозу их привычным религиозным представлениям. Опасаясь гнева богов, они потребовали от афинского правителя Перикла смерти мыс- лителя, и Перикл, друг философа, с трудом добился замены казни на изгнание. Книги и чертежи исчезли. Анаксагор - первый философ, изгнанный за свои взгляды. Правда, его попытались объявить ещё и персидским "шпионом", но в это мало кто верил. Чему же учил Анаксагор? Согласно историку Диогену Лаэртскому, Анаксагор утверждал, что что Солнце "глыба, огненная насквозь, а величиной оно больше Пелопоннеса", что небесные "камни" удержива- ются "только быстрым вращением", что на Луне есть холмы и долины, что другие миры обитаемы, что живые существа зародились от "зем- нообразных" веществ, влаги и тепла, а потом уже стали рождаться друг от друга. Анаксагор ошеломил современников, верно предсказав - 2 - солнечное затмение. Он знал, что звёзды светятся своим светом, а Луна - отражённым. Но всё это детали, а в чём же суть его учения? Главный вопрос античной философии - вопрос о начале всего. На- ибольшего понимания законов природы достигли мыслители, обратив- шие взгляд вглубь вещества - в микромир. На этот счёт были две противоположные идеи. Демокрит полагал, что мир состоит из пусто- ты и атомов - очень маленьких и неделимых частичек вещества, по сути элементарных частиц. Теперь мы считаем элементарными части- цами не атомы, а образующие их электроны и кварки, но суть идеи не изменилась: дроблению материи есть предел. Мы вроде бы знаем много доказательств правильности такого взгляда. Хорошие доказа- тельства привёл и сам Демокрит. Но Аристотель, например, отрицал существование атомов, считая вещество делимым до бесконечности. Доводы противников атомизма тоже убедительны: если атом не беско- нечно мал, то обладает определённым размером, а это означает, что его можно расколоть пополам, ещё раз пополам, и так далее... Ка- залось бы, эти взгляды нельзя примирить. Но задолго до споров атомистов и их противников Анаксагор уже предложил примиряющую идею: мир состоит из бесконечно делимых частиц, но всё-таки час- тиц. Античные философы называли их гомеомериями (от "homoios" - подобный, и "meros" - часть). Гомеомерии - частицы подобные самим себе, одинаковые. Гомеомерный - составленный из одинаковых час- тиц. Так, например, золото, по Анаксагору, состоит из мельчайших частичек золота. Почти из атомов. Но если внимательно прочесть поэму Лукреция "О природе вещей" и других античных авторов, спо- ривших с Анаксагором, а потому излагавших какие-то "кусочки" его учения, выясняется ещё одно удивительное свойство гомеомерий. Они также во многом подобны большому предмету, который из них состав- лен. И это не всё. Гомеомерии сами состоят из частиц ещё меньшего размера, подобных друг другу и подобных частицам предыдущего уровня, и так далее, так далее... Можно ведь представить большие кубы, составленные из маленьких кубиков, или шары, заполненные шариками поменьше. Миры в мирах. Всё во всём. Теперь мы знаем, что из всех мыслимых вариантов гомеомерного - 3 - строения в Наблюдаемой области Вселенной повсеместно реализован один: вложенные одна в другую системы тел, вращающихся вокруг центрального тела или вокруг общего центра масс. Это и есть гоме- омерии Анаксагора в современном понимании. Таковы в первом приб- лижении атомы с электронами, вращающимися вокруг ядра. Такова состоящая из атомов Земля с вращающейся вокруг неё Луной. Или ги- гантская планета Сатурн с огромным семейством спутников, которых к настоящему моменту открыто уже 22 (не считая частиц колец). Солнечная система тоже такая: это звезда Солнце и вращающиеся вокруг неё кометы, астероиды, одиночные планеты, а также системы из планет и их спутников. Звёзды часто образуют скопления, в ко- торых они "бегают" вокруг общего центра масс или вокруг ядра из нескольких массивных звёзд. Наше Солнце не входит в состав звёзд- ного скопления, но вместе с сотнями таких скоплений и многими миллиардами "самостоятельных" звёзд образует гигантскую систему - Нашу Галактику. В её центральной части есть сгусток звёзд - ядро, а в его центре обнаружена "чёрная дыра" массой в сто тысяч солнц. Солнце совершает оборот вокруг ядра Галактики за 190 миллионов лет, двигаясь со скоростью порядка 230 км в секунду. А в далёких областях Вселенной известны скопления галактик, сверхскопления... Дальше наши телескопы пока не видят. Отнюдь не дальше "заглянули" мы и вглубь вещества: вокруг атомных ядер "кружатся" электроны; ядра состоят их нуклонов (протонов и нейтронов); каждый нуклон - из трёх кварков; электроны и кварки пока считаются элементарными частицами. Человечество продолжает придерживаться системы Демок- рита, но многие мыслители допускают, что по мере совершенствова- ния чувствительности аппаратуры будут открываться всё новые и но- вые уровни организации материи. Так что Анаксагору вроде бы пора возвращаться из своего 25-векового изгнания. Его философская сис- тема, по крайней мере, не хуже предложенной Демокритом. Но стоп! Стоп! Тут начинается мистика! Если атомы - это не примитивные кубики и шарики, как у Демокрита, если они похожи на Галактику или сложны, как Солнечная система, то внутри них могут быть живые существа, в том числе разумные? Или нам это померещи- - 4 - лось, и разумность микромира не следует из учения Анаксагора? Но две тысячи лет назад римскому поэту и философу Лукрецию "мерещи- лось" то же самое. ... Анаксагора теперь мы рассмотрим "гомеомерию..." ... Так из крупиц золотых, полагает он, вырасти может Золото, да и земля из земель небольших получиться... ... Но пустоты никакой допускать он в вещах не согласен, Да и дроблению тел никакого предела не ставит... [Если признаем учение Анаксагора, то атом Будет подобен Вселенной, частицы ничтожные - людям.] Выйдет тогда, что они заливаются хохотом звонким, И по лицу и щекам текут у них горькие слёзы... Вот вам и мыслящая материя Анаксагора! Или мыслящий океан Ста- нислава Лема... Разум присутствует на всех уровнях организации материи, он и организует её. Согласно тому же Диогену Лаэртскому, Анаксагор первым "поставил Ум выше вещества", начав своё сочине- ние следующим образом: "Всё, что имеется, было совокупно [хаос], затем пришёл Ум и установил в нём распорядок". Анаксагор и тут был первым. Гомеомерии и Ум - это и есть первоначала Анаксагора, суть его философской системы. Ум - это "мельчайшее из всех вещей и чистейшее", атрибут микромира. Сложное строение атома было открыто совсем "недавно" - на ру- беже 19-го и 20-го веков. Возникла знаменитая планетарная модель атома: массивное ядро находится в центре и подобно Солнцу, а вок- руг него вращаются электроны, подобные планетам. Русский поэт Ва- лерий Брюсов откликнулся на эти события своим "Миром электрона": Быть может, эти электроны - Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! - 5 - Ещё, быть может, каждый атом - Вселенная, где сто планет; Там всё, что здесь, в объёме сжатом, Но также то, чего здесь нет. Их меры малы, но всё та же Их бесконечность, как и здесь; Там скорбь и страсть, как здесь, и даже Там та же мировая спесь. Их мудрецы, свой мир бескрайный Поставив центром бытия, Спешат проникнуть в искры тайны И умствуют, как ныне я... "Призрак" Анаксагора приблизился, но вскоре опять был изгнан из нашего сознания. Атом оказался не похож на Солнечную систему, уж очень "стандартизирован": электроны обладают не любой, а стро- го определённой и одинаковой массой покоя, могут двигаться только по строго определённым орбиталям, образующим строго определённое число слоёв; энергию они теряют не постепенно, как искусственные спутники Земли, трущиеся о воздух, а строго определёнными порция- ми - квантами. Кроме того, объекты микромира одновременно являют- ся частицами и волнами... Но фундаментальные философские идеи удивительно живучи, их нельзя до конца ни доказать, ни опровергнуть. Они периодически воскресают, чтоб будоражить наше воображение. Открытое в 1929-м году разбегание галактик привело к идее Большого взрыва, породив- шего полтора десятка миллиардов лет назад Наблюдаемую область Вселенной, и это по сути устранило главный довод противников Анаксагора. Ведь в бурно эволюционирующем (взрывающемся!) мире материя на разных уровнях и не должна быть одинаковой. Чем меньше структура, тем быстрее она эволюционирует - это же "слоны" и "микробы"! Разные уровни организации материи находятся на разных - 6 - этапах своей эволюции, а потому не похожи. Можно предположить, что атомы давным-давно оказались пронизанными жизнью и достигли стабильного состояния. Солнечная система - нет: от Солнца во все стороны "льются" потоки плазмы, и оно теряет массу, а потому пла- неты от него отодвигаются. Через "каких-нибудь" десять с неболь- шим миллиардов лет остаток гаснущего Солнца сожмётся и станет бе- лым карликом, внешние слои Солнца разлетятся, а планеты погрузят- ся в холод и мрак, если, конечно, люди или другие разумные су- щества не возьмут ситуацию под контроль... В галактиках же форми- рование центрального ядра и вращающихся вокруг него звёздных сгустков только началось, и до жизни на этом уровне ещё очень и очень далеко. Для неё и материал не готов. Волна разумной жизни катится из микромира в мегамир, и сейчас она пробегает через наш мир. Мы и есть эта волна. Далее, если рассуждать в духе учения о разумности микромира, следуют фантастические выводы. Каким же должен быть интеллект обитателей микромира, если Большой взрыв - это общая точка отсчё- та времени, и маленькое эволюционирует быстрее большого? Навер- ное, эти существа в миллиарды раз умнее нас. Они уже покорили атом - свою "Вселенную", сделали его стабильным и стандартным. Они создали межатомную информационную систему вроде "Интернета". Они наблюдают за нами, хотя их жизни мгновенны. А может, они уже управляют нами? Ведь сил их цивилизации достаточно, чтоб ка- кую-нибудь частицу в нашем мозгу направить чуть-чуть не туда и включить ту или иную цепочку мыслей. Стоп! Ведь таким образом мы можем лишиться свободы воли, стать их гигантскими машинами. Нет, Анаксагор! Я уже лишился Земли, уютно покоящейся на трёх китах. Я уже повис в бесконечном пространстве, где нет даже верха и низа. Теперь я рискую точно так же повиснуть на оси масштабов между бесконечно малым и бесконечно большим. Я рискую оказаться прими- тивнее каждого внутриатомного "микроба", живущего вокруг меня и даже во мне. Но ведь это я царь природы! Не возвращайся, Анакса- гор! Не разрушай последнюю иллюзию моей исключительности! - 7 - Так, например, Фалес из города Милета, первый античный фило- соф, полагал, что весь мир образовался из воды, которая легко по- рождает лёд и пар. Его ученик, Анаксимен, считал первоначалом воздух (пар), сгущающийся в воду и твёрдое вещество (например, лёд). Другой ученик, Анаксимандр, объявил таким началом беспре- дельное, которому не приписывал никакой определённой формы и ко- торое всё время превращается во что-то конкретное. Гераклит видел первооснову мира в огне (в энергии, как сказали бы мы сейчас), Эмпедокл и Аристотель - в четырёх стихиях: огне, воде, воздухе и земле.