Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
ИЗГНАННЫЙ НА НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Ю. А. Насимович
На вопрос, для чего он родился на свет, он ответил: "Для
наблюдения солнца, луны и неба".
Ему сказали: "Ты лишился общества афинян". Он ответил:
"Нет, это они лишились моего общества".
Наконец, он удалился в Лампсак и там умер. Когда прави-
тели города спросили, что они могут для него сделать, он
ответил: "Пусть на тот месяц, когда я умру, школьников каж-
дый год освобождают от занятий".
Диоген Лаэртский об Анаксагоре ("О жизни,
учениях и изречениях знаменитых философов")
В человеческой истории есть идеи и связанные с ними имена, к
которым мы возвращаемся и возвращаемся. Один из таких центров
притяжения - древнегреческий философ Анаксагор, живший в Афинах
два с половиной тысячелетия назад. Он создал систему взглядов,
которая и сейчас поражает воображение. Система Анаксагора была
отвергнута, но не опровергнута, и люди могут к ней вернуться. Так
попытаемся понять этого мыслителя, опираясь на наши новые знания.
В учении Анаксагора афиняне совершенно справедливо разглядели
угрозу их привычным религиозным представлениям. Опасаясь гнева
богов, они потребовали от афинского правителя Перикла смерти мыс-
лителя, и Перикл, друг философа, с трудом добился замены казни на
изгнание. Книги и чертежи исчезли. Анаксагор - первый философ,
изгнанный за свои взгляды. Правда, его попытались объявить ещё и
персидским "шпионом", но в это мало кто верил.
Чему же учил Анаксагор? Согласно историку Диогену Лаэртскому,
Анаксагор утверждал, что что Солнце "глыба, огненная насквозь, а
величиной оно больше Пелопоннеса", что небесные "камни" удержива-
ются "только быстрым вращением", что на Луне есть холмы и долины,
что другие миры обитаемы, что живые существа зародились от "зем-
нообразных" веществ, влаги и тепла, а потом уже стали рождаться
друг от друга. Анаксагор ошеломил современников, верно предсказав
- 2 -
солнечное затмение. Он знал, что звёзды светятся своим светом, а
Луна - отражённым. Но всё это детали, а в чём же суть его учения?
Главный вопрос античной философии - вопрос о начале всего. На-
ибольшего понимания законов природы достигли мыслители, обратив-
шие взгляд вглубь вещества - в микромир. На этот счёт были две
противоположные идеи. Демокрит полагал, что мир состоит из пусто-
ты и атомов - очень маленьких и неделимых частичек вещества, по
сути элементарных частиц. Теперь мы считаем элементарными части-
цами не атомы, а образующие их электроны и кварки, но суть идеи
не изменилась: дроблению материи есть предел. Мы вроде бы знаем
много доказательств правильности такого взгляда. Хорошие доказа-
тельства привёл и сам Демокрит. Но Аристотель, например, отрицал
существование атомов, считая вещество делимым до бесконечности.
Доводы противников атомизма тоже убедительны: если атом не беско-
нечно мал, то обладает определённым размером, а это означает, что
его можно расколоть пополам, ещё раз пополам, и так далее... Ка-
залось бы, эти взгляды нельзя примирить. Но задолго до споров
атомистов и их противников Анаксагор уже предложил примиряющую
идею: мир состоит из бесконечно делимых частиц, но всё-таки час-
тиц. Античные философы называли их гомеомериями (от "homoios" -
подобный, и "meros" - часть). Гомеомерии - частицы подобные самим
себе, одинаковые. Гомеомерный - составленный из одинаковых час-
тиц. Так, например, золото, по Анаксагору, состоит из мельчайших
частичек золота. Почти из атомов. Но если внимательно прочесть
поэму Лукреция "О природе вещей" и других античных авторов, спо-
ривших с Анаксагором, а потому излагавших какие-то "кусочки" его
учения, выясняется ещё одно удивительное свойство гомеомерий. Они
также во многом подобны большому предмету, который из них состав-
лен. И это не всё. Гомеомерии сами состоят из частиц ещё меньшего
размера, подобных друг другу и подобных частицам предыдущего
уровня, и так далее, так далее... Можно ведь представить большие
кубы, составленные из маленьких кубиков, или шары, заполненные
шариками поменьше. Миры в мирах. Всё во всём.
Теперь мы знаем, что из всех мыслимых вариантов гомеомерного
- 3 -
строения в Наблюдаемой области Вселенной повсеместно реализован
один: вложенные одна в другую системы тел, вращающихся вокруг
центрального тела или вокруг общего центра масс. Это и есть гоме-
омерии Анаксагора в современном понимании. Таковы в первом приб-
лижении атомы с электронами, вращающимися вокруг ядра. Такова
состоящая из атомов Земля с вращающейся вокруг неё Луной. Или ги-
гантская планета Сатурн с огромным семейством спутников, которых
к настоящему моменту открыто уже 22 (не считая частиц колец).
Солнечная система тоже такая: это звезда Солнце и вращающиеся
вокруг неё кометы, астероиды, одиночные планеты, а также системы
из планет и их спутников. Звёзды часто образуют скопления, в ко-
торых они "бегают" вокруг общего центра масс или вокруг ядра из
нескольких массивных звёзд. Наше Солнце не входит в состав звёзд-
ного скопления, но вместе с сотнями таких скоплений и многими
миллиардами "самостоятельных" звёзд образует гигантскую систему -
Нашу Галактику. В её центральной части есть сгусток звёзд - ядро,
а в его центре обнаружена "чёрная дыра" массой в сто тысяч солнц.
Солнце совершает оборот вокруг ядра Галактики за 190 миллионов
лет, двигаясь со скоростью порядка 230 км в секунду. А в далёких
областях Вселенной известны скопления галактик, сверхскопления...
Дальше наши телескопы пока не видят. Отнюдь не дальше "заглянули"
мы и вглубь вещества: вокруг атомных ядер "кружатся" электроны;
ядра состоят их нуклонов (протонов и нейтронов); каждый нуклон -
из трёх кварков; электроны и кварки пока считаются элементарными
частицами. Человечество продолжает придерживаться системы Демок-
рита, но многие мыслители допускают, что по мере совершенствова-
ния чувствительности аппаратуры будут открываться всё новые и но-
вые уровни организации материи. Так что Анаксагору вроде бы пора
возвращаться из своего 25-векового изгнания. Его философская сис-
тема, по крайней мере, не хуже предложенной Демокритом.
Но стоп! Стоп! Тут начинается мистика! Если атомы - это не
примитивные кубики и шарики, как у Демокрита, если они похожи на
Галактику или сложны, как Солнечная система, то внутри них могут
быть живые существа, в том числе разумные? Или нам это померещи-
- 4 -
лось, и разумность микромира не следует из учения Анаксагора? Но
две тысячи лет назад римскому поэту и философу Лукрецию "мерещи-
лось" то же самое.
... Анаксагора теперь мы рассмотрим "гомеомерию..."
... Так из крупиц золотых, полагает он, вырасти может
Золото, да и земля из земель небольших получиться...
... Но пустоты никакой допускать он в вещах не согласен,
Да и дроблению тел никакого предела не ставит...
[Если признаем учение Анаксагора, то атом
Будет подобен Вселенной, частицы ничтожные - людям.]
Выйдет тогда, что они заливаются хохотом звонким,
И по лицу и щекам текут у них горькие слёзы...
Вот вам и мыслящая материя Анаксагора! Или мыслящий океан Ста-
нислава Лема... Разум присутствует на всех уровнях организации
материи, он и организует её. Согласно тому же Диогену Лаэртскому,
Анаксагор первым "поставил Ум выше вещества", начав своё сочине-
ние следующим образом: "Всё, что имеется, было совокупно [хаос],
затем пришёл Ум и установил в нём распорядок". Анаксагор и тут
был первым. Гомеомерии и Ум - это и есть первоначала Анаксагора,
суть его философской системы. Ум - это "мельчайшее из всех вещей
и чистейшее", атрибут микромира.
Сложное строение атома было открыто совсем "недавно" - на ру-
беже 19-го и 20-го веков. Возникла знаменитая планетарная модель
атома: массивное ядро находится в центре и подобно Солнцу, а вок-
руг него вращаются электроны, подобные планетам. Русский поэт Ва-
лерий Брюсов откликнулся на эти события своим "Миром электрона":
Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
- 5 -
Ещё, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но всё та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я...
"Призрак" Анаксагора приблизился, но вскоре опять был изгнан
из нашего сознания. Атом оказался не похож на Солнечную систему,
уж очень "стандартизирован": электроны обладают не любой, а стро-
го определённой и одинаковой массой покоя, могут двигаться только
по строго определённым орбиталям, образующим строго определённое
число слоёв; энергию они теряют не постепенно, как искусственные
спутники Земли, трущиеся о воздух, а строго определёнными порция-
ми - квантами. Кроме того, объекты микромира одновременно являют-
ся частицами и волнами...
Но фундаментальные философские идеи удивительно живучи, их
нельзя до конца ни доказать, ни опровергнуть. Они периодически
воскресают, чтоб будоражить наше воображение. Открытое в 1929-м
году разбегание галактик привело к идее Большого взрыва, породив-
шего полтора десятка миллиардов лет назад Наблюдаемую область
Вселенной, и это по сути устранило главный довод противников
Анаксагора. Ведь в бурно эволюционирующем (взрывающемся!) мире
материя на разных уровнях и не должна быть одинаковой. Чем меньше
структура, тем быстрее она эволюционирует - это же "слоны" и
"микробы"! Разные уровни организации материи находятся на разных
- 6 -
этапах своей эволюции, а потому не похожи. Можно предположить,
что атомы давным-давно оказались пронизанными жизнью и достигли
стабильного состояния. Солнечная система - нет: от Солнца во все
стороны "льются" потоки плазмы, и оно теряет массу, а потому пла-
неты от него отодвигаются. Через "каких-нибудь" десять с неболь-
шим миллиардов лет остаток гаснущего Солнца сожмётся и станет бе-
лым карликом, внешние слои Солнца разлетятся, а планеты погрузят-
ся в холод и мрак, если, конечно, люди или другие разумные су-
щества не возьмут ситуацию под контроль... В галактиках же форми-
рование центрального ядра и вращающихся вокруг него звёздных
сгустков только началось, и до жизни на этом уровне ещё очень и
очень далеко. Для неё и материал не готов. Волна разумной жизни
катится из микромира в мегамир, и сейчас она пробегает через наш
мир. Мы и есть эта волна.
Далее, если рассуждать в духе учения о разумности микромира,
следуют фантастические выводы. Каким же должен быть интеллект
обитателей микромира, если Большой взрыв - это общая точка отсчё-
та времени, и маленькое эволюционирует быстрее большого? Навер-
ное, эти существа в миллиарды раз умнее нас. Они уже покорили
атом - свою "Вселенную", сделали его стабильным и стандартным.
Они создали межатомную информационную систему вроде "Интернета".
Они наблюдают за нами, хотя их жизни мгновенны. А может, они уже
управляют нами? Ведь сил их цивилизации достаточно, чтоб ка-
кую-нибудь частицу в нашем мозгу направить чуть-чуть не туда и
включить ту или иную цепочку мыслей. Стоп! Ведь таким образом мы
можем лишиться свободы воли, стать их гигантскими машинами. Нет,
Анаксагор! Я уже лишился Земли, уютно покоящейся на трёх китах. Я
уже повис в бесконечном пространстве, где нет даже верха и низа.
Теперь я рискую точно так же повиснуть на оси масштабов между
бесконечно малым и бесконечно большим. Я рискую оказаться прими-
тивнее каждого внутриатомного "микроба", живущего вокруг меня и
даже во мне. Но ведь это я царь природы! Не возвращайся, Анакса-
гор! Не разрушай последнюю иллюзию моей исключительности!
- 7 -
Так, например, Фалес из города Милета, первый античный фило-
соф, полагал, что весь мир образовался из воды, которая легко по-
рождает лёд и пар. Его ученик, Анаксимен, считал первоначалом
воздух (пар), сгущающийся в воду и твёрдое вещество (например,
лёд). Другой ученик, Анаксимандр, объявил таким началом беспре-
дельное, которому не приписывал никакой определённой формы и ко-
торое всё время превращается во что-то конкретное. Гераклит видел
первооснову мира в огне (в энергии, как сказали бы мы сейчас),
Эмпедокл и Аристотель - в четырёх стихиях: огне, воде, воздухе и
земле.