Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Если человечество хочет жить в гармонии со своей планетой, если оно вообще хочет жить, то должно научиться контролировать свою численность гуманными способами, а недостаточное действие стабилизирующего отбора компенсировать методами евгеники и генной инженерии.
Человечество, согласно Мальтусу, увеличивается в геометрической прогрессии. Либо мы найдём гуманные способы ограничения его численности, либо численность будет, как и раньше, контролироваться голодом, войнами и болезнями.
Рост производства материальных благ не решает проблему, а осложняет её решение. Он всё равно не безграничен в условиях ограниченной по размерам Земли. Он, при исчерпании ресурсов планеты, не сможет поспеть за ростом численности населения. Он, решая сиюминутные задачи, неизбежно подводит к той черте, где вновь возникают те же трудности, но в условиях всё более и более перенаселённой планеты. Малейший сбой в таких условиях (неурожай, финансовый кризис и т.п.) может привести к полному краху цивилизации, к жесточайшей войне и одичанию остатков выжившего человечества.
В качестве панацеи от роста человеческой численности обычно указывают рост культуры. До какой-то степени это верно: культурные родители заняты не только производством всё новых и новых детей, но также их сознательным воспитанием и образованием. Кроме того, собственные культурные потребности таких родителей требуют времени и средств, а потому препятствуют безудержному воспроизводству.
К сожалению, такой механизм остановки роста человечества может действовать только в условиях полной синхронности в пределах всей планеты, а это в реальном мире недостижимо. Культурное общество очень уязвимо, если окружено малокультурной средой. Культурные люди, передавая по наследству культуру своим малочисленным детям, обрекают их на поражение со стороны невежества. Ведь невежды размножаются быстрее. Значит, они вскоре вытеснят потомков культурных родителей. Итак, подобному механизму торжества культуры препятствует естественный отбор, а точнее его особая форма - социальный отбор.
Существует, конечно, и групповой отбор: тот народ, где воцаряется невежество, в конце концов, прекращает своё существование, впадая в одичание и уступая место под солнцем более культурным соседям (если они не окажутся излишне гуманны). Но групповой отбор не работает в условиях открытых границ. Невежды из страны, погрязшей в голоде, войнах и болезнях, вымирают только в том случае, если до конца остаются в этой стране. Но если они разбегаются по другим странам, то вскоре оказываются там в большинстве, так как в хороших условиях тут же начинают размножаться. Невежество оказывается очень живучим, паразитируя на культуре.
Значит, соседи такого одичавшего народа должны принять жёсткие меры по ограничению въезда в свою страну. Но это чревато многими опасностями. Жёсткие меры, которые приводят к ожидаемому результату, могут принимать только страны с тоталитарным режимом вроде сталинского или гитлеровского. Если режим не очень жёсткий, дырки в заборе найдутся. Если же он очень жёсткий, это опасно для самой страны ещё в большей степени, чем для её соседей, опасно для культуры. Невежество и одичание могут воцариться в стране с тоталитарным режимом и без проникновения извне. В конечном итоге это не приводит к гуманным мерам ограничения численности человечества.
Выхода из создавшегося положения я не вижу. Вероятно, трудные проблемы могут решаться только комплексно. Нет панацеи. Нужно нажимать сразу на все рычаги, соблюдая равномерность этого нажатия. Должны быть и рост культуры в своей стране, и активная помощь соседям в становлении образования, и частичная закрытость границ, и частичная их открытость, и многое другое.
Допустим, рост численности человека на Земле остановлен. У каждой родительской пары имеется не более двух детей. У некоторых - один ребёнок или вообще нет потомков. Человечество смогло даже чуть-чуть уменьшить численность. Стабильно ли такое положение? Оказывается, нет. На горизонте появляется новая беда - вырождение. Раньше, когда рождалось много детей, выживали только самые приспособленные, самые здоровые в физическом и умственном плане. Действовал так называемый стабилизирующий отбор, который сохранял нормальных. Теперь выживают все, в том числе носители различных наследственных болезней, возникших в результате мутаций. Успехи медицины приводят всё к большей и большей болезненности людей. Решение проблемы - в евгенике. Наиболее здоровым людям нужно рекомендовать иметь больше детей и всячески помогать. Остальным рекомендовать отказ от деторождения. Полагаю, что и это не решит проблему полностью (кроме того, может создать дополнительные нравственные проблемы, привести к коррупции). Нужно также изучать генетику человека, развивать генную инженерию и, в конце концов, научиться вмешиваться в процессы, связанные с формированием генотипа человека. Лечить не только фенотип, но и генотип. В этой связи запреты клонирования тканей человека (даже не в целом человека, а только его тканей) выглядят опасной ошибкой.
Для далёкого будущего, при его устойчивой гуманной направленности, может быть, и можно считать желательным объединение всего человечества в одно надгосударственное образование, но в ближайшее время такому объединению нужно противиться, так как во главе многих государств преобладают люди с эгоистичной и хищной ориентированностью души. Вероятен и опасен захват власти такими людьми в общеземном надгосударстве. Тогда, в частности, инакомыслящим не спастись за границей, а ошибочные государственные установки перестанут приводить к скорому проигрышу в конкурентной борьбе и гибели государства. Сейчас предпочтительней не политическое и экономическое, а лишь культурное объединение людей разных стран, так как культура в её истинных проявлениях создаётся альтруистичной и нехищной частью человечества.
Сказанное вряд ли нуждается в комментировании: представьте Гитлера, которому не противостоит Сталин, или Сталина, которому не противостоит Гитлер, а также мир без большого числа нейтральных или почти нейтральных стран, где можно спрятаться от всего этого безобразия... В общем, время желательности глобализма пока не настало, а решение вопроса о нужности глобализма в будущем предоставим потомкам. Сейчас же перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые должны решаться всем миром, и хорошо, если каждый народ добровольно примет участие в их решении, вынуждая на соответствующие действия свои правительства. Страны должны действовать как группа граждан, объединённых общими культурными ценностями, но, тем не менее, совершенно свободных. Насилие может применяться только в ответ на откровенное попирание международных норм: неспровоцированное нападение страны на страну, достоверно доказанное потакание международному терроризму, убийство своих невооружённых граждан, целенаправленный экспорт наркотиков или фальшивых денег, сознательное уничтожение общемировых природных ресурсов или культурных ценностей.
Противоречие между экологизмом, призывающим к сокращению численности человечества и невмешательству в природные процессы, и космизмом, ратующим за рост народонаселения и активное преобразование природы, только на первый взгляд представляется неразрешимым. Космизм и экологизм - это две стратегии человечества, каждая из которых применима в определённых временных и пространственных рамках, то есть космизм и экологизм - две стороны единой эволюции разума во Вселенной.
Когда численность человечества в целом на планете была очень мала, путь в будущее лежал через рост народонаселения и покорение природы, хотя в отдельных перенаселённых уголках планеты уже тогда важнее были принципы экологизма, чтоб не произошло нарушения природного равновесия, и вслед за всплеском численности человека не последовало почти полное его вымирание (как в некогда "цветущей" Сахаре).
Потом настало время глобального перенаселения, а возможность отселения части людей на другие планеты ещё не появилась, да и человек ни в научном, ни в моральном плане не был готов управлять природой. Тогда принципы экологизма стали верными для всей планеты. Если сейчас им не последовать, то нас на Земле в конечном счёте станет не больше, а меньше, или мы вообще не останемся.
Массовое заселение других планет и особенно межпланетного пространства должно сперва привести к торжеству принципов космизма. И только Земля станет экологическим музеем, где почти ничего нельзя будет трогать (возможно, эта планета какое-то время будет играть роль ясель, детского сада и начальной школы для подрастающего поколения, а потом только роль музея).
Смена космизма и экологизма могут произойти ещё много раз - при исчерпании ресурсов сначала Солнечной системы, потом Галактики, потом Сверхгалактики и т.д.
Одной из причин перехода от стратегии космизма к стратегии экологизма может оказаться встреча с инопланетянами: если окружающее пространство со всех сторон окажется освоено иными цивилизациями. Но и это не будет означать вечного торжества экологизма: через какое-то время может потребоваться совместное освоение каких-либо дальних уголков Вселенной.
Катастрофы большого масштаба (взрывы галактик, сверхгалактик, а также события вроде Большого взрыва, создавшего нашу часть Вселенной) могут запускать смену космизма и экологизма по новому "кругу". Между прочим, и в дочеловеческой эволюции для тех или иных видов живых организмов могли чередоваться периоды выгодности безудержного роста численности и выгодности её активного самоограничения... В общем, космизм и экологизм - это две стороны единого процесса эволюции жизни во Вселенной, и попытка в общем виде выделить какое-то одно правильное учение [Семёнова, 1995] представляется ошибочной. В каждом конкретном случае нужна тонкая подстройка жизни под реальность, а не слепое следование общим формулам. Сейчас и в ближайшей перспективе актуальней принципы экологизма, но всё равно человек должен изучать возможности управления природой во всех её аспектах.
Из того, что образ единства социальных тел не ощутителен для наших внешних чувств, никак не следует, чтоб его вовсе не существовало: ведь и наш собственный телесный образ совсем неощутителен и неведом для отдельной мозговой клеточки или для кровяного шарика...
Владимир Соловьёв. [Русский космизм, 1993, с.101]
Любой отдельно взятый термит представляет собой лишь составную часть некоего целого, а именно - колонии. В результате изучения таких колоний один из первых этологов, Эжен Маре, пришёл к заключению, что так называемая "душа", или "разум", термита является свойством не отдельной особи, а колонии в целом. Отдельный термит представляет собой "клетку", тогда как колония - это организм; и именно колония является объектом действия естественного отбора"
Юджин Линден [Обезьяны, человек и язык, 1981, с.85-86]
Человеческое общество можно рассматривать как сверхорганизм, причём достаточно сложный, а не просто "колонию клеток". Тем не менее, вряд ли этот сверхорганизм столь подвинут в эволюционном отношении, чтоб обладать такими свойствами как сознание, душа, разум. Эти свойства человечество, вероятно, сможет приобрести в будущем, но очень отдалённом.
Человеческий организм состоит из клеток, но не является их простой суммой. Вряд ли наши клетки каждая в отдельности обладают сознанием или разумом, а весь организм имеет эти качества. Ну а если бы наши клетки были мыслящими? Могли бы они ощущать то, что ощущает организм в целом? На самом деле это очень трудный вопрос, так как мы достоверно не знаем, что такое, сознание, душа и т.п. И всё-таки интуиция подсказывает, что такого ощущения не было бы. Осознание разумными клетками разумности организма потребовало бы очень большой степени их разумности, а ощущение пришло бы гораздо позднее или вообще бы не появилось.
Понятие о сверхорганизме бытует в биологии. Муравьиную или пчелиную семью часто рассматривают в качестве единого живого существа, состоящего из отдельных особей, как бы из "клеток". Иногда сверхорганизмом называют и человеческое общество или какую-то его часть - семью, трудовой коллектив, партию, народ... Конечно, чаще всего это лишь образное выражение для подчёркивания общности устремлений членов такого объединения. Всем известно, что трудовой коллектив или народ может "мыслить как одно целое", обладать "единой волей", "единой душой" и т.д., но это лишь осознание каждым членом общества или многими его членами нужд большинства. Мыслит и чувствует в этом случае каждая "клетка", а не "организм" в целом. Человечество обладает огромным совокупным знанием, сконцентрированным в библиотеках или сосредоточенным в умах специалистов, но ни одна из его "клеток" не обладает всем этим знанием сразу. В наличии такого совокупного знания можно усмотреть зародыш "сверхмозга" или "сверхдуши", но только зародыш, и соответствующее самоощущение обычно не предполагается.
Но не может ли такой сверхорганизм всё-таки обладать своим собственным сознанием, о котором мы пока не догадываемся? Такая постановка вопроса встречалась у некоторых мыслителей. Приведу отдельные примеры, случайно "подвернувшиеся под руку". Так, например, Анна Николаевна Шмидт, мистически настроенный мыслитель из Нижнего Новгорода, создала учение о Церкви как "личном и живом существе": "Церковь не есть только отвлеченное понятие, как думали до сих пор, - это есть живое духовное тело и лицо; и не одними зданиями храмов, материально, и не одними вероучениями, отвлеченно, собраны воедино дети Церкви, - они собраны также в живом теле своей матери, через которую они рождаются от Христа, в таинстве крещения" [Кравченко, 1997, с. 167]. Детали религиозного мироощущения Шмидт в контексте данного абзаца для нас не очень значимы, а важно, что она воспринимает группу людей в качестве единого живого существа, наделённого душой. Те же мысли явственно "звучат" в письме А.Н.Шмидт к русскому писателю В.Г.Короленко: "Вы хотите, вам нравится, чтобы понятие "церковь" было таким же абстрактно-собирательным, как "народ" или "отчизна"... [с. 177]. Кого же, что же любить тут Христу? То, что мертво, что само не отвечает любовью на Его любовь? Потому что каждый член Церкви может любить Его лишь как член, как крошечная часть, а не как вся Церковь. И вот, когда я говорю, что есть существо, чувствующее и любящее как вся церковь, что есть живые глаза, равно-любящим взором отвечающие на Божественно-любящий взор Христа, - вы говорите, что я низвожу Его! Чем низвожу, если допускаю взаимность церкви? [...] Так возвысьте лучше это соборное существо до крайних пределов, до каких можете [Кравченко, 1997, с. 178]." Но если Церковь - это личность, то почему не могут быть личностями и все эти "народ", "отчизна", а также человечество в целом?
Ну, до личности дело, наверное, ещё не дошло. Единое человеческое общество возникло сравнительно недавно. Страны напоминают колонии микробов или, в крайнем случае, кишечнополостное: способны лишь на самые примитивные рефлексы - расшириться, сжаться, протянуть "щупальца" к чужой нефти... А какую эволюцию от колонии микробов до человека разумного проделала живая материя! И общество зародилось недавно - на стадии обезьян. Нет, нет, далеко от колонии клеток мы пока не ушли. Правда, государства способны и на более сложные действия - нападения, оборону, борьбу с преступностью... Так ведь это не за счёт единого разума, а за счёт разума отдельных людей.
А вот "Бог" - совокупность гуманных разумных инопланетных существ - может существовать и как разумная личность. Нам же до единения с ним ещё плыть и плыть... Интересно, что многие философы античности представляли Мир одушевлённым (именно единым разумным существом). Формы жизни, в т.ч. разумной, могут быть разнообразными; может быть, есть и такая - сверхорганизм.
Не исключено, что интенсивный обмен веществ у тропических людей предоставляет им особенно большие адаптивные возможности. В результате этого новые технические завоевания человечества (одежда, средства охоты, навыки строительства жилищ), если они позволяют южанам жить на севере, приводят к "выплеску" африканцев и других южан на север, где они вытесняют северян. Так неандерталец вытеснил архантропов, кроманьонец - неандертальца, славяне - готов и угро-финов, кавказцы и мусульмане - славян... И для этого вытеснения не нужна война, а только повышенный темп размножения. Южане иногда задиристы, согласно своему темпераменту, но полномасштабная война выгодна только северу, ибо "где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать" (Петрарка). Это соответствует прогнозу, что на смену "белой эре" приближается "жёлтая эра", которая, однако, сменится "чёрной эрой". Между прочим, данное положение является общебиологическим принципом: среди заносных растений, гораздо больше вселенцев с юга, чем с севера [Алексеев, 2000]. Хотя бы потому, что в тропических странах вообще больше растений и выше их видовое разнообразие...
Если в какой-то части общества включается отбор на лидера-экстремиста, возникает саморазгоняющаяся система, которая взрывообразно развивается, пока не исчерпает человеческие и энергетические ресурсы. Это примитивное человеческое поведение, основанное на необузданных инстинктах (страстях), и со временем оно должно сначала облагородиться (стать безопасным для общества), а потом практически исчезнуть, так как основная линия эволюции человека совершенствование "тормозов".
Приведу примеры:
1. АРМИЯ БАСАЕВА, НАПАВШАЯ НА РОССИЮ. В среде чеченских боевиков, как и должно быть в среде любых боевиков, постоянно культивировалась идея вооружённой борьбы с врагом, в данном случае - с Россией. Используя временную независимость Чечни, боевики (именно не чеченцы в целом. а чеченские боевики, а также наёмники-иностранцы и головорезы-энтузиасты из других стран) стали создавать военные лагеря, накапливать оружие и боеприпасы, вербовать новых бойцов. Поначалу цель была реальной - защитить Чечню от вторжения российской армии и обеспечить независимость республики. Конечно, никакие боевики не смогут разгромить российскую армию, как и армию любого большого государства. Но потери в этой армии будут, и немалые. Кроме того, погибнет много мирного населения. Если в задачу большого государства не входит преднамеренное физическое истребление соседнего независимого народа, то большое государство может и не полезть "наводить конституционный порядок", защищая "целостность страны". Не очень-то и нужно. России было выгодно "отцепить" крошечную Чечню с её разрушенным хозяйством и диковатым непокорным населением. В России своих проблем хватало. Но боевиков нельзя длительно удерживать в повиновении, если нет боевых действий с врагом. Они могут всю Чечню ограбить и изнасиловать. Пар должен быть выпущен, ружья должны выстрелить, гранаты взорваться. И вот на этом фоне начинается социальный отбор на лидера-экстремиста. Если бы Басаев оказался не самым "крутым", его бы сместили (вероятнее всего - убили) и заменили другим человеком. Возникает среда, где люди подталкивают друг друга к экстремизму. Все они окружены такими же, как они сами. Вот их было десять, вот их уже сто, вот их уже тысяча! Им кажется, что они могут завоевать весь мир. Они загипнотизированы друг другом ("прозомбированы") и утратили страх - нормальное человеческое чувство. Они хмелеют от взаимного внушения боевитости. Твоё социальное положение тем выше, чем более смелым ("крутым") ты выглядишь в глазах товарищей. Это отбор на хищность. Агрессивный импульс, который в норме (в звериной норме!) направлен на устранение полового конкурента, направляется на устранение лидера, проявившего малейшее благоразумие. Удержать власть над такой толпой можно только, если потакаешь самым кровожадным её вожделениям. Разрешилось это коллективное безумие (коллективная паранойя) вторжением многотысячной армии Басаева в Дагестан. Боевики были удивлены, что жители Дагестана (не подвергшиеся такому накручиванию мозгов) встретили их не цветами, а пулями. А потом подошла российская армия, в результате чего армии Басаева не стало, а потом не стало и "свободной" Чечни. Результат действий Басаева оказался противоположным тому, на какой рассчитывали чеченцы, создавая свою оборонительную армию. Оборонительная армия Чечни уничтожила Чечню.
2. ВАРВАРЫ, НАПАДАВШИЕ НА РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ. Этот случай даже не нужно рассматривать детально - он ничем не отличается от предыдущего. Правда, мы знаем, что варвары в конечном итоге завоевали Рим, но это случилось лишь тогда, когда он сам по себе прогнил до основания и мог пасть от любого толчка. Не варвары разрушили Рим. Они, наверное, даже помогали ему держаться ещё какое-то время. Без них он бы рухнул раньше. А так надо было во что бы то ни стало вести хозяйство, собирать налоги, поддерживать элементарный порядок в стране... Римские армии всегда побеждали, и римляне недоумевали, почему варвары нападают и нападают на окраины империи, хотя вслед за этим неизбежно следуют карательные походы с опустошением целых регионов. Что ж, наверное, римляне не знали о саморазгоняющихся системах...
3. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ТЕРРОРИСТЫ. Если подпольная группа революционеров хотя бы теоретически рассматривает насилие как возможную в этическом плане борьбу за свержение ненавистного им строя, то возникает опасность зарождения саморазгоняющейся системы. Лидер, допускающий "крутые" действия, выглядит привлекательно в глазах молодёжи, и она по неопытности идёт за ним, хотя вся "крутость" пока лишь на словах. Дальнейшее можно не рассказывать. Через какое-то время часть членов подпольной группы в ужасе разбежится (кто не до конца "прозомбирован" и помнит первоначальные благородные цели), а часть приступит к реальному террору. Начнутся грабежи банков и ювелирных магазинов, чтоб добыть деньги на "благородное дело". Начнутся убийства политических деятелей или, ещё вероятнее, убийства случайных людей, подвернувшихся под руку (например, престарелых бабушек-вахтёров). С какого-то момента лидерство в подпольной группе захватят откровенные уголовники-рецидивисты, оттеснив идейных людей. Государство беспощадно расправится с террористами. Но бывает, что государство очень слабое (не из-за террористов, а по экономическим или прочим причинам, из-за коррупции верхов или из-за воровства, охватившего все слои населения). Тогда государство может рухнуть само, и в этот момент какая-нибудь бойкая террористическая группировка может случайно прийти к власти. Например, такой случай в октябре 1917-го года представился большевикам. Среди них на тот момент было много идейных людей, но были и преступники (Сталин, например, до революции занимался грабежом банков). Дальнейшее развитие событий показало, что именно бандит-Сталин оказался у власти. Лидеры большевистской партии боролись за власть друг с другом - каждый против каждого, образуя лишь временные группировки-фракции (а потом и фракции были запрещены). Естественно, что после смерти Ленина в живых вскоре остался только "самый стойкий ленинец", потому что все нестойкие попадали. Шёл отбор на самого стойкого. Механизм был включён ещё при Ленине, причём задолго до революции. Параноик и садист Сталин - это не досадная случайность насильственной "революции", а её закономерное следствие.
4. ОРГАНЫ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ КАК САМОРАЗГОНЯЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. Террор в Советском Союзе не окончился после единоличного захвата власти Сталиным. Система госбезопасности сама по себе была такой же саморазгоняющейся системой, и Сталин это знал. Остаться в живых он мог единственным способом - стать во главе этой системы, что он и сделал. Среди следователей шёл социальный отбор на самого жестокого и беспринципного. Следователь, проявивший элементарную порядочность или доброту, сам вскоре становился подследственным. Если не свалишь ты, то свалят тебя. Система "работала" пока не исчерпались человеческие ресурсы. Тогда она рухнула, но успела в такой степени подорвать генофонд и экономику страны, что страна тоже через несколько десятилетий распалась. Агония русского народа ещё продолжается, но, вероятно, его этническое вымирание и "растворение" среди окружающих народов - это вопрос пяти-шести ближайших десятилетий. "Воскрешение" России может произойти только за счёт соседних народов, которые вольются в состав русского народа.
5. АРМИЯ КАК САМОРАЗГОНЯЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. Армия не спасла Россию ни от одной серьёзной беды. Наполеон смог прогуляться через всю страну, и тысячи разорённых русских деревень так и не восстановились. И первую мировую войну российская армия проиграла, в результате чего рухнуло государство, и в скором времени погибли десятки миллионов людей (в гражданских войнах, от голода, холода и эпидемий, в сталинских концлагерях). Вторую мировую войну тоже выиграла не армия. Армия, поставленная "великим полководцем" Сталиным на самую границу, почти целиком была уничтожена немецкими бомбардировками в первые дни и месяцы войны, хотя она была многочисленнее немецкой и имела больше вооружения. Таким оказалось преимущество первого удара, который состоялся по внезапному приказу Гитлера за какую-нибудь неделю до аналогичного удара, тщательно запланированного Сталиным (книга Суворова "Ледокол"). Выиграли же вторую мировую войну бескрайние российские просторы и суровые морозы, а также народ, наспех вооружённый и необученный. Россия слишком велика, и её нельзя завоевать снаружи - разоришься на одном только бензине, не говоря уже о стёртых солдатских башмаках. Кто идёт по нашей беспредельной земле да ещё тащит с собой оружие, будет разорён. Но и мы разоряемся, когда двигаем нашу армию от центра страны к окраинам, а тем более - за пределы страны. Наша армия не сумела решить поставленные задачи в сравнительно маленьком и технически отсталом Афганистане, и это ускорило распад Советского Союза. А затем она споткнулась о совсем крошечную Чечню...
Россия претерпела много бед от своей собственной армии. При развоевавшемся Петре I вдруг выяснилось, что без какой-то одной большой войны (а в глубине России войны не было) численность населения катастрофически упала, и новых солдат просто не из кого набирать. В первую мировую войну армия со всем своим оружием вдруг убежала с фронта, разбежалась по стране и начала грабить свой народ, разбившись на тысячи банд. Этот период называют гражданской войной. По сути это война окончательно разложившейся армии против граждан своей страны. В советские годы заведомо большая часть бюджета страны шла на армию (я когда-то читал, что до 60-70%, а с учётом работы многих гражданских предприятий частично на армию - до 80%). Благодаря армии в период Афганской войны Россия приобрела три "замечательные" категории "граждан": 1) наркомафию (наркотики вывозились из Афганистана военными самолётами); 2) торговцев оружием (оружие продавалось врагам и стреляло потом в своих солдат); 3) головорезов, которые стали бегать по всем "горячим" точкам страны, выступая за обе конфликтующие стороны.
Так зачем же нам такая большая армия, если она не может решить ни одной серьёзной задачи, если от неё столько несчастий, а страну снаружи всё равно не завоюешь из-за её гигантских размеров? Но это некорректно поставленный вопрос. Не зачем, а почему. Потому, что армия - это самоподдерживающаяся система. Она не спрашивает у народа, нужна ли она ему. Она давным-давно завоевала его и нещадно эксплуатирует. Только экономический кризис может заставить армию "самосократиться", причём сперва загнутся от безденежья наука, образование, здравоохранение и т.д. Да ещё армия может однажды не набрать нужного числа солдат, так как разорит страну, подорвёт генофонд, и в стране не окажется здоровых парней соответствующего возраста. Политик же, пошедший против армии (и других подобных структур), будет тихо свергнут. Если же в стране вдруг начнётся экономический подъём, то армия сразу же превратится в саморазгоняющуюся систему: во главе армии станут активные люди, которые будут добиваться всё большего и большего её увеличения. До тех пор, пока экономические и людские ресурсы не будут исчерпаны, и подъём в стране прекратится. Или же армия совсем выйдет из-под контроля и заставит правительство на кого-нибудь напасть...
Таковы же армии и некоторых других государств, особенно больших. Если США когда-нибудь потерпят крах, то только благодаря своей собственной армии. Что-то подобное с этой великой страной уже бывало (Вьетнам, Сомали и т.д.), но тогда у американцев хватало благоразумия и мужества, чтоб остановиться и пресечь деятельность армии (движение хиппи и т.п.). Нет уверенности, что однажды из-под контроля европейских народов не выйдет НАТО. Это будет большой бедой для их соседей, а для Западной Европы это будет концом, экономическим крахом, одичанием. Лидерство на планете перехватят Китай и другие страны "третьего" мира, если на планете вообще кто-нибудь уцелеет.
6. РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ. В среде религиозных людей ценится степень их веры. Если исследователь укрепляется в сомнении, то религиозный человек - в вере. Вера же в соответствующей среде даёт и некоторые социальные преимущества. Например, появляется шанс получить сан и сделать карьеру. Но у религиозных людей сохраняются все человеческие инстинкты, в том числе агрессивные побуждения, в данном случае - желание устранить конкурента. Начинается подспудная (иногда даже подсознательная) борьба за лидерство. В маленьких религиозных группировках она приводит к появлению лидеров-фанатиков - хищных людей, устраняющих конкурентов любыми способами, в том числе преступными. Кроме того, лидерам приходится культивировать фанатизм вокруг себя, а самим быть фанатичнее всех остальных. Логическим завершением ситуации оказывается или жестокая расправа государства над сектой, или массовое религиозное самоубийство её членов, или массовое убийство других людей, или распродажа имущества в ожидании конца света завтра утром...
7. ДРУГИЕ СЛУЧАИ. Подобный "саморазгон" социальной системы проявляется и во многих других случаях. Так ведут себя не только бандиты. Пушкинская среда путём такого "саморазгона" произвела Пушкина, который стал недосягаемо великим поэтом, хотя далеко не идеальным человеком. Английская королевская академия наук за счёт примерно такого же механизма "выбросила" на невероятную интеллектуальную высоту Исаака Ньютона, который тоже не был идеален в других отношениях, затевал, например, гнусные споры за приоритет. Таких же лидеров производит спортивная среда, в том числе шахматная (таким путём власть в мире шахмат захватили российские шахматисты и грузинские шахматистки). Наверное, это не так страшно. Даже хорошо. Нужно только с самого начала зорко всматриваться в то направление, которое выбирает человеческая группировка, так как разогнавшуюся машину уже не остановить.
Между прочим, жизнь - это вообще саморазгоняющаяся система. В случаях социального "саморазгона" действуют биологические инстинкты человека. Но человек-то как раз и отличается от своих ближайших родственников-обезьян да и вообще от многих животных именно способностью притормаживать на поворотах. Разум - это универсальный механизм торможения, так как позволяет путём отказа от маленькой сиюминутной радости достичь большого далёкого счастья. На смену принципу удовольствия приходит принцип реальности. Хочется верить, что человечество когда-нибудь обуздает свои экстремистские группировки или, по крайней мере, направит их деятельность по безопасным руслам. Пусть пишут стихи или сражаются в шахматы...
Россия - страна с самым суровым (северным, континентальным) климатом, и русские (как и другие коренные народы России) приспособлены к такому климату, а, значит, и к плохим условиям жизни. Когда условия улучшаются, русским поначалу становится хорошо, но через какое-то время их вытесняют другие народы, которые в большей степени приспособлены к хорошим условиям жизни. Подсознательное понимание этой истины способствует стремлению русских сделать так, чтоб жить было плохо: разорить страну, забросать территорию мусором, изгадить места общего пользования, сохранить плохие дороги, создать "дедовщину" в армии и вне армии, организовать беззаконие вплоть до концлагерей избирательно для умных и трудолюбивых.
... в глубине их зрачков таится смерть, пустота, небытиё, отвратная звериная обречённость - наследие поколения алкоголиков и больных, рабов и голодающих.
Александр Бенуа. В кн.: Б.Григорьев. Расея. Потсдам, 1922. [Цит. по: М.А.Чегодаева. Там за горами горя... Поэты, художники, издатели, критики в 1916-1923 годах. СПб., Дмитрий Буланин, 2002. С.99.]
Сумасшедший садовник Иосиф
подрубил корни у дерева
и ушел.
Все говорили:
"Иосиф был очень хороший садовник;
вот ушел - и дерево стало сохнуть.
Надо дерево пересадить.
Илья Миклашевский, 1987
Ослабление стабилизирующего отбора из-за успехов медицины - это не единственная беда, приводящая к деградации генофонда нации. В целом ряде стран, в т.ч. в России, на протяжении нескольких столетий действовал негативный отбор - отбор худших или, по крайней мере, далеко не лучших в смысле здоровья, умственных способностей, творческой активности и податливости на воспитание.
Наиболее старый фактор негативного отбора - это, наверное, служба в армии, которая для большинства мужского населения России стала обязательной с эпохи Петра I. В "Курсе русской истории" В.О.Ключевского читаем: "... перепись 1710 г. обнаружила убыль тяглого [платящего налоги] населения почти на четверть... Виновником такого запустения страны был сам Петр, изъявший из тяглого населения сотни тысяч здорового люда рекрутскими наборами, десятки тысяч рабочих нарядами на верфи, на каналы, на стройку новой столицы и десятки же тысяч куда-то бежавших... [1937, т.4, с.134]. К концу правления Петра I в России уже не хватало здоровых крестьянских парней для службы в армии, а уж для нужд хозяйственных оставались, в основном, калеки. От них и происходит по мужской линии российское крестьянство, хотя "пришлые" народы частично исправили ситуацию.
Армейский фактор продолжает действовать и в наши дни, хотя срок службы сократился до 1 года. Здоровые юноши откладывают выбор жизненного пути на послеармейское время, то есть на несколько лет. Что же касается счастливых обладателей мелких физических недостатков (например, ослабленного зрения), то они уже с 8-9-го классов школы знают, к чему стремиться. В общем, по возвращении из армии здоровые молодые люди обнаруживают, что в пределах их возрастной группы "место под солнцем" уже занято.
Среди факторов негативного отбора для России очень большое значение имели Революция и последовавшее за ней бегство из страны образованных и одновременно активных людей.
Свою роль сыграли и многочисленные войны, которые тоже удаляли из популяции преимущественно активных людей. Во время Гражданской войны порядочность предписывала многим людям принять участие в сражениях на одной из сторон в зависимости от их убеждений, и, разумеется, в армию уходили здоровые люди.
Но, конечно, главный фактор геноцида - это сталинские репрессии. Удар наносился тоже по образованным и активным людям - дворянской интеллигенции, промышленникам, священникам. Тем не менее, самое болезненное событие - "раскулачивание". Оно имело отношение к самой многочисленной социальной группе прежней России - крестьянам. Дело в том, что интеллигенция способна воспроизводить себя, как правило, на протяжении трёх-четырёх поколений и не более. Интеллигенты в третьем-четвёртом поколении знают почти всё, что обязывает звание "культурного человека", но в профессиональном отношении обычно сосредоточиваются на очень узкой области, в которой достигают совершенства. Их интересует сама работа, а не её приложение к общественной жизни. Кроме того, в семьях таких людей, как правило, мало детей. Многодетность и социальная активность более свойственны интеллигентам первого поколения. Напомню, что братья Вавиловы, наши прославленные академики и организаторы науки, были внуками крепостного крестьянина и детьми купца. И это не единичный случай. Талантливые люди по теории вероятности должны выходить из наиболее многочисленных социальных групп. И именно по такой социальной группе ударило "раскулачивание". Российских крестьян сознательно разделили, с одной стороны, на пьяниц, бездельников и умственно неполноценных ("беднота"), а, с другой стороны, на хороших тружеников ("середняки") и умелых организаторов сельского производства ("кулаки"). "Середняки" и "кулаки" были физически уничтожены. По крайней мере, им не дали вырастить детей.
В наши дни население России и особенно русское население стремительно уменьшается, хотя ни войны, ни послевоенной разрухи в стране нет. Таких примеров история нашего отечества не знает. Приводимые объяснения не вполне достаточны: "Степень витальности (жизнеспособности) российского общества была резко подорвана наступившей нищетой масс и затяжным стрессовым состоянием, связанным с лишением людей привычных ориентиров, кардинальной ломкой всех ценностей, зависанием в неопределённости при неясном векторе общественного развития и отсутствием чёткой (или хотя бы нечёткой) доктрины социальных перемен" [Клюев, 2009, с.42]. Нищета масс? - Разве в послевоенные годы она была меньше? Затяжное стрессовое состояние? - А в годы мировых войн, насильственной коллективизации и повальных репрессий не было затяжного стрессового состояния? Лишение привычных ориентиров? - А Революция не лишила людей привычных ориентиров? В общем, объяснения не убедительны. Все перечисленные неприятности только и могли, что создать фон для внезапного проявления скрытых и более грозных причин. Такими причинами, наверное, являются ослабление стабилизирующего отбора и длительный негативный отбор. Количество перешло в качество. Иными словами, в популяции накопилось так много дураков и больных, что она не может воспроизводиться даже в относительно благоприятных условиях (а абсолютно благоприятных условий не бывает).
Подозреваю, что времени на "очистку" популяции через стабилизирующий отбор у российского этноса уже нет. Соседи не позволят нам "раскачиваться" так долго. Наверное, этнос смертельно болен, и шансов на выздоровление нет никаких. Просто очень большой народ не может исчезнуть мгновенно. Агония растянется на несколько поколений. Если за это время прежние народы России постепенно заменятся на китайцев, тюрков и кавказцев, русский язык и вообще прежняя русская культура могут выжить, хотя этнические русские "растворятся" в новых народах. Возможно, это самый благоприятный исход. Хуже, если страна разрушится быстро, а заселение будет происходить лавинообразно.