Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Николаю Богайчуку посвящается
Историческая наука, опираясь на сомнительные показания древнегреческих историков, подтвержденные достоверными свидетельствами из надежных археологических источников, свидетельствует, что в незапамятные времена обитали вдоль северного побережья Черного и Азовского морей могучие и грозные племена скифов, предпочитавшие кочевой стиль жизни. Народец был тот еще - ужас какой воинственный! Превыше всех плотских и духовных наслаждений почитал верховую езду, драки да грабежи. А по широко распространенной моде тех далеких времен, поныне не забытой, скифы были язычниками. Вера, у них, стало быть, такая была. И как это заведено у язычников, богов и божков разных статей и калибров у них была целая прорва. Для каждой, так сказать, житейской ситуации имелся свой бог, чтобы оказать ту или иную помощь и поддержку при решении конкретной проблемы.
И вот как то однажды что-то там у скифов не заладилось. Настали трудные времена: близлежащие соседи сильно поредели, обленились и пообнищали, а то и вовсе куда-то подевались, сменив ПМЖ из-за беспокойного соседства, отчего резко снизилась рентабельность благородного дела грабежа и разбоя. А чтобы куда подальше прошвырнуться - так молодежь, как всегда, слишком избалованная стала. "Далеко, - говорит развращенная комфортом молодежь, - мы не поедем. К тому же в дальние походы идолов-истуканов своих в обозах тащить надо, потом обратно... Нет, ну его на фиг, в дальние края ходить, седла протирать! Тем более, что мы по нашему дурацкому скифскому обычаю без седел на лошадях катаемся, что еще более вредно для нашего мужского скифского здоровья".
Собрались тогда скифские вожди на совет, чтобы решить, как им эту кризисную ситуацию преодолеть. Думали-думали - ни до чего не додумались, потому что бога мудрости у них за ненадобностью не водилось.
"Эх, как бы нам такого бога, который бы за нас мозгой шевелил!" - один из вождей говорит.
А другой ему: "Это что ж - еще одного дармоеда? У нас их и так вон сколько ртов, и каждому жертву дай! А в степу токмо суслики остались... Сами скоро не только мясо, но и траву жрать будем, как какие-то дикие славяне".
"А давайте дармоедов, то бишь, богов - под сокращение подведем? Может, есть там кто лишний, без которого обойтись можно?" - осенила некую скифскую башку редко ее посещавшая мысль.
За неимением других, скифы за эту мысль уцепились, вызвали шамана по имени Реестрик, который, в виду отсутствия у скифов письменности, информацию о богах в голове держал.
"Ну и скажи-ка нам, кудесник, любимец богов, сколько у нас по штатному расписанию этих самых богов на довольствии состоит?" - спрашивает шамана самый мордастый, а потому и главный скиф по имени Шмурдюк.
"Тьма! - отвечает Реестрик. - Только точную цифру не скажу, потому как математике не обучен, ни к чему она нам. Зато я их всех по именам помню".
"Ну так давай, не тяни!"
"Ну, первым делом, это конечно, Мать-Кобыляка, наша лошадиная..."
"Знаем-знаем! Хорошая она, мамаша нам родная, без нее мы - никуда! ... Оставляем. ...Следующий!" - зашумели вожди скифские. Реестрик продолжает:
"Мазурик - бог воровства и разбоя... Карачун - бог смерти... Бог фехтования - Рубанюк... Бог меткости - Востроглазенко... Подлюк - бог военного искусства..."
"Да что ты нам все самых нужных и уважаемых перечисляешь! Этих всех мы и без тебя знаем! Ты нам напомни какого-нето завалящего, без которого прожить можно", - перебивает его главный.
"А, ну так бы и сказали! Я ж не знал... Ну вот, допустим, есть такой - Ойчик... Или Уйчак?.. Забыл, право, как толком его зовут..."
"Ну да ладно, чем занимается-то? За что отвечает?"
"Да так себе... Ни за что. Хиханьки-хаханьки у него только на уме. Говорит, что он бог радости и веселья. Несерьезный, скажу вам, он какой-то".
"Да что ты говоришь? И как это мы такого бога-то проморгали в своих рядах?! - возмутился главный вождь Шмурдюк. - Оно ничего, когда всего вдоволь - можно, наверное, посмеяться малость. Но нынче нам не до веселья, наступают суровые времена! Значит, я выражу общее мнение собрания, если скажу, что этот, как его?.. В общем, пусть пишет по собственному... Тьфу, все время забываю, что письменности-то нет... Ладно, пусть катится на все четыре стороны! А идола его - на дрова".
"Правильно! Справедливо! Любо! Слава атаману!" - загудели скифские вожди, на том порешив.
Бога того несерьезного тут же выгнали из шалмана - так скифский пантеон назывался - без выходного пособия и объяснения причин. Пытался он, было, "права качать", к другим богам за поддержкой обращался - а что толку? Бога правосудия у скифов не нашлось, даже юристов и профсоюзов - и тех еще не знали... Ну а прочие боги больше каждый за свою должность держался, опасаясь увольнения или урезания пайка, зная крутой скифский нрав. Скиф - он же как ребенок: чуть что, сразу за акинак! А потом говорит, что так, дескать, и было.
...Заплакал разжалованный божок и побрел в степь, куда глаза глядят... С той поры его никто из скифов не видел.
...Но по какой-то неведомой причине дела у скифов не наладились, а пошли все хуже и хуже. Почему-то грабежи и конокрадство - даже убийства! - перестали доставлять прежнее удовольствие... Заскучали бойцы, куда-то пропал блеск из глаз, исчезла радость при виде не только живых врагов, но и их трупов... А прежде, бывало, гикнет-крикнет скиф: "ой-ча!" - вскочит на неоседланную лошадь, обхватит ее пузо крепкими кривыми ногами и скачет по бескрайней степи, из лука постреливая или с двух рук акинаками древних греков и прочих, кто подвернется, от широкой скифской души на куски кроша!.. Любо-дорого! ...
...И куда все ушло?..
Даже женщины начали скифов по большей части раздражать и чаще к рукоприкладству склонять, а те, зная крутой скифский нрав, прятались кто куда, по сусличьим норам, отчего демография резко пошла на спад. Молодые же воины вовсе от рук отбились: тренировки, состязания по выездке, стрельбе из лука и фехтованию на акинаках вовсе забросили, перестали на сусликов охотиться, ездить на работу за данью и даже за невестами!.. Валялась золотая скифская молодежь у костров, жарила конину, бросала в костры какую-то травку, дающую едкий дым, предавалась пустой болтовне, время от времени заходясь неестественным, бессмысленным смехом...
Так мало-помалу сожрали скифы своих лошадей, выродились - и пропали как этнос из человеческой истории. Впоследствии многие ученые искали причины внезапного исчезновения некогда непобедимых скифов из Причерноморья, выдвигали всяческие предположения и гипотезы, ни одна из которых не дала убедительного решения этой загадки. Данная легенда, уму непостижимым образом сохранившаяся до наших дней и дошедшая из не заслуживающих доверия источников, каким-то образом проливает еще немного света на эту тайну.
Те же источники поведали о дальнейшей судьбе разжалованного скифского бога радости и веселья. По одной из версий он принял человеческий облик и поселился среди восточных славян, в одном из племен. И с тех пор живет он среди людей, не раскрывая себя, научившись зарабатывать на пропитание в шоу-бизнесе. Узнать его, отличить от прочих людей совершенно невозможно! Впрочем, говорят, имеются косвенные признаки, выдающие его присутствие в коллективе организации: пышным цветом расцветает культмассовый сектор, люди становятся радостными и благожелательными друг к другу, стихает зависть и злоба, накал интриг снижается до умеренного уровня, а в улыбках коллег больше не усматривается звериный оскал.
Жаль только, что имени его легенда не смогла сохранить.