Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Галина Дицман С Т И Х О Т В О Р Е Н И Я *** Я люблю тебя, как любят свою тюрьму, серый дом мой, в котором и мне кто-то выстроил клетку; квартиру - пещеру мою, где все стены надёжны и крепки; и твой замкнутый двор, и озябшие в сумерках ветки, а за что люблю - сама до сих пор не пойму. Я люблю тебя, как любят свою тюрьму, позабывший меня, непонятных страстей человече. Я в плену у тебя - каждый день, каждый миг, каждый вечер. Я, пожалуй, на этот вопрос и себе не отвечу - ведь за что люблю - сама до сих пор не пойму. Я люблю тебя, как любят свою тюрьму, странный город мой, растревоженный и суетливый, на закате - такой безучастный, в тумане - тоскливый, где всем хочется плакать, и ждать, и родиться счастливым... А за что люблю - сама до сих пор не пойму. Я люблю тебя, как любят свою тюрьму, неуютный мой край с непонятным путём и судьбою. Нас бедою и пленом связало навеки с тобою, назови это ненавистью, или, быть может, любовью... Но за что люблю - сама до сих пор не пойму. 1976 *** Чужая смерть - как ветер за окном, пока ещё не в твой летящий дом. Пока ещё в твоём - светло и людно, дела, заботы, споры ни о чём, и кажется - представить даже трудно, что будет так же холодно и в нём. Лишь в сердце, как осколок тьмы кромешной, внезапный холод, чувство пустоты - и понимаешь: в мире стало меньше на одного такого же, как ты. Как будто, разбежавшись, вниз с обрыва внезапно глянул ты погожим днём и, отшатнувшись к людям, торопливо глотаешь ветер пересохшим ртом - тот жгуче-чёрный ветер за окном, пока ещё не в твой летящий дом. 1980 ПУТЬ К ЗЕМЛЕ Как здесь тихо и странно... Вы спите?.. А может, вы умерли? Для чего же я здесь?.. Но раздумывать времени нет: я ведь - утренний дождь. Я родился в неласковых сумерках и достигну земли до того, как настанет рассвет. Жизнь моя - серый миг. Вы о ней в вашем сне не услышите. Так зачем я лечу?.. Ведь чем дальше - тем мне тяжелей. Вы под крышами спите. А мне - разбиваться о крыши те! Весь полёт мой сольётся в последний удар по земле. Я не ливень, не смерчь. Мне не быть животворной лавиною, переполненных рек мне не вывести из берегов, но я должен идти... Своей кровью асфальт для вас вымою - просто смою следы ваших быстрых и мелких шагов. Но я всё-таки - дождь! Не туман, забивающий лёгкие, и не тень лицемерная - мне по земле не ползти! Я оттуда иду, где играли зарницы далёкие... Мне грозит лишь одно - испариться в начале пути. Ближе, ближе земля... И не знаю я, сколько отмерено мне мгновений летучих... Но что же, не знаю - и пусть! Вы, очнувшись, шепнёте в своём забытье неуверенно: "Дождь идёт..." - и уснёте. А я навсегда растворюсь! Растворюсь - но в земле; значит, должен в траву превратиться я. Испарюсь - значит, ветер последний мой вздох унесёт, снова стану я облаком, небом, а значит - и птицею. И тогда вы проводите взглядом мой краткий полёт. 1981 МОСТ Ветром выстудило асфальт - ни машин, ни прохожих нет. Тёмный воздух звенит как сталь, разбиваясь о парапет. Под тяжёлым мостом вода зябко ёжится на ветру. Под ногами - осколки льда и толпа фонарей вокруг. Только эхо моих шагов - или тени моей шаги? Вдруг не стало за мной долгов, и свободны обе руки, словно кем-то был разрешён этот час свободы ночной... Неуютно и хорошо. И лишь полмоста за спиной. 1981 ЛЕТНИЙ ЭТЮД Солнце. Небо. Свет пылающий. Люди в мареве жары. Ивы. Над обрывом - кладбище. Жизнь без примеси игры - И ребёнок, в жизнь играющий, свой не ведающий срок, - весь в свету. Под тенью - кладбище. Небо. Ветер. И песок. 1981 ЧЕЛОВЕК ВОСЬМИДЕСЯТЫХ Жертва стресса и прогресса, весь в расчёсах аллергии, суетливый, бедный чудик в свой желанный выходной с обезьяньим интересом, позабыв дела другие, собирает Кубик-Рубик, стоя к пропасти спиной. 1981 КАК ДЕЛА? У меня есть работа, которая, в общем, нужна. Ни уму и ни сердцу - но всё-таки два выходных. У меня и семья есть, с которой я, в общем, дружна: не поймут никогда - но простят, как прощают родных. Есть ещё и любовь... в общем, вместе живём мы... и пусть всё наскучит смертельно! - но надо кого-то любить? Есть ещё старый друг; ну, а как я к нему отношусь?.. Друг про друга всё знаем мы - стало быть, вместе и пить. У меня есть Россия. Не знаю, кто так рассудил - ты как хочешь живи, но от Родины не откажись... Есть пока что и силы; а если не станет и сил - то кому это важно вообще? - ведь не кончилась жизнь! Для кого-то - награда, кому-то - раскаянья крест... И не важно, что в общем не видишь пути своего! Я люблю слово "жизнь" - это главное, что у нас есть. Я нормально живу. И не будет со мной ничего. 1981 *** Что меня заставляет эти странные слышать созвучья? Я устала, мне плохо, пустите, мне хочется спать! Но нанизывать рифмы на пронзительный огненный луч я вновь зачем-то должна, и должна продолженья искать этим образам диким - им тесно в издёрганном теле, им бы вырваться в космос и молнией вгрызться в траву. Они долго звучали во мне, и теперь захотели стать реальностью, данной другим - навсегда, наяву. И откуда-то снизу, по нервам, сквозь мышцы и вены, как ударами тока, до судорог в взмокшем мозгу поднимается ЧТО-ТО - пока без названья, наверно, чтоб потом превратиться - как странно - всего лишь в строку. Понимаешь - в слова - в сочетанье бессмысленных звуков, порождающих смысл... или видимость смысла для нас - дальних правнуков тех, кто, с натугою горлом забулькав, к небу поднял однажды звериный задумчивый глаз. Что мы есть? - Да всего лишь игра непонятной природы. Нас когда-нибудь смоет пылающий звёздный прибой. Так какому же миру, какому же солнцу в угоду я слова создаю, исходя, словно кровью, судьбой? ________ ... Боль прошла. Вот они - кровь от крови моей, плоть от плоти, где они были раньше, чем стали теперь - не пойму: отзвучат и исчезнут; лишь тело в горячке колотит. Ну а ты говоришь, что завидуешь мне... Но чему? 1981 *** Слышишь - поступью глухою, как слепцы, стуча клюкою, к нам идут туманы строем. Сжала ночь закат рукою, и за чёрною рекою странный терем мне построен. Не приютом, не острогом, по неумолимым срокам мне заказан без причины, неказист и кривобок он, и косит глазами окон в смоляную мглу пучины... Пол холодный, стол дубовый, мрак зеркальный, свод крестовый... Не по мне он, этот терем, пусть стоит, совсем готовый, - Мастер, вымолви хоть слово - мы его с тобой разделим! Мне не жить в подвале этом! Мастер, не тяни с ответом: кто ты, сумасшедший зодчий? ... Подпись на углу цементом уж рассыпалась под ветром в строки звёздных многоточий... И в тот час, что мне отмерян, счёт не ведая потерям, я пойму: пора настала, и войду в нелепый терем - он один мне будет верен... Сяду я за стол устало. Чёрных волн бесшумны речи, чистый лист, перо да свечи... И с печалью отрешенья я приму свой долгий вечер, глядя на движенье вечных чёрных вод без отраженья... 1981 *** Желающим вступить в должность поэта Предлагается заполнить эту анкету ВОЗРАСТ - достаточный для сомнений СПОСОБНОСТИ - могу рифмовать ГОЛОС - прерывистый от волненья ВОЗМОЖНОСТИ - негде их испытать ЧЕСТОЛЮБЬЕ - до судорог в скулах ПРОДАЖНОСТЬ - пока не очень, а что? ЖИЗНЬ ЛЮБИШЬ? - люблю - рискуя НАДЁЖНОСТЬ - вооружён мечтой ОТНОШЕНЬЕ К ЛЮБВИ - нет других отношений ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ - без слов ЗДОРОВЬЕ - крепнет от поражений БОЛЕЗНЬ - несваренье плохих стихов СЛУХ - фальшивую ноту слышу ЗРЕНИЕ - дальнозоркость во тьме СЕРДЦЕ - стучит, пока руки пишут ЧУВСТВО ЮМОРА - как его не иметь? НАДЕЖДА - была, но боюсь растратить ДОЛГИ - перед всеми и перед собой ОТНОШЕНЬЕ К СЕБЕ - всегда с пристрастьем ВЕРУЮЩИЙ - мне не нужен бог... ЗА ПРАВДУ УНИЗИШЬСЯ? - стиснув зубы СОЖЖЁШЬ ЛИ СТИХИ СВОИ? - сам сгорю ЗА СЛАВУ ПРОДАШЬСЯ - там видно будет ЧТО СКАЖЕШЬ ПРЕД СМЕРТЬЮ? - "Благодарю..." ПОЭЗИЯ ИЛИ ЖИЗНЬ? (НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ) - - и жизнь, и поэзия - в этом суть. ЧТО БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ, ЗАПОЛНИВ АНКЕТУ? - Ставлю прочерк. Ответа нету. 1981 *** Для печали и боли, что другим не слышны, мы вживаемся в роли, что нам свыше даны. Я не верую в бога - ни на грош, ни на грамм. Небо слишком убого, чтобы верить богам. Но в кого же мне верить? Не в себя же саму? Сквозь открытие двери свет уходит во тьму, там ребёнок мой спящий безмятежно сопит... Этот путь холодящий и ему предстоит. Тащит медленно вечность свой сверкающий нож. Состраданьем увечным никого не спасёшь. 1982 ЛИРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ Это ж просто курам насмех - нету времени влюбиться! Я бы в вас влюбилась наспех - по привычке торопиться. Но опять у сына насморк и проблемы на работе... Я бы в вас влюбилась насмерть да душа моя в цейтноте! 1985 *** Малая Медведица по небу карабкалась и Большой Медведицы всё искала след... Тусклым всё мне видится, словно катарактою Малая бессонница застила мне свет. Малая бессонница - бритвенное лезвие: ворох дел запутанных режет тишиной... Малая Медведица Млечный Путь облизывая, нюхала испуганно ветер ледяной... Малая бессонница, ты - большой предвестница... Кто не хочет маяться, может крепко спать. Малая Медведица за Большой Медведицей бродит и пытается матушку догнать... 1985 *** Я капусту шинковала, в вёдра белые швыряла, по тебе переживала, - выручайте, Фрейд и Пруст! Обрубала кочерыжки, наедалась до отрыжки, кулаками жала крышки, усмиряя вдорный хруст. Все на кухне замолкали средь морали и эмали, разговоры буксовали после двух кисельных фраз... Сын мамаши непутёвой лез на стол, шалить готовый, - разве примешь за чужого: черти прыгают из глаз! Бабье лето шиковало там, где нас и не бывало. Я капусту шинковала, соль втирала в мозоли. Что обрубишь - не вернёшь, но было весело - и тошно. Я во тьме видала то, что вы увидеть не смогли: там не листья облетали - веки жёлтые моргали, и туман, как когти, рвали иглы редких фонарей, словно белые ресницы над пустующей глазницей, сквозь которую змеится холод прошлых ноябрей... 1985 "КАРМЕН" В ПОСТАНОВКЕ АНТОНИО ГАДЕСА Неповторимый, непостижимый ритм - угловатый, как сгиб запястья, с дробным отточием после фразы... Позы отточены слишком - разве о поцелуях речь и о страсти? Неодолима, необорима эта жажда смертельного риска! В тайнах ночи не властен разум - с дробным отточием после фразы двое замерли близко-близко - неразделимы, непобедимы... Вечным соперникам у природы нету пощады - и выбора нету. Пол дощатый, два силуэта, танец смерти, любви и свободы - неповторимый, недостижимый... 1985 ЭПИТАФИЯ ВИЙОНА (БАЛЛАДА О ПОВЕШЕННЫХ) Из Франсуа Вийона Братья, вы, - кто придёт потом, Зла не держите на нас. Кто бы сжалился над бедняком, Настал бы спасенья час. Вздёрнули - всех шестерых - за раз, Людей из плоти живой, И вот мы станем пылью, золой... Но кто же жил - не грешил? Над нашей бедой смеётся любой - Главное, чтобы Господь простил! Братья, вам тягостно слушать смерть, Но всё же мы говорим: Земная твердь, небесная твердь - Все мы меж них висим. Дева Мария, пред сыном твоим Скажи за нас пару слов: Чтобы не видеть адских костров, Чтоб в милосердии Он не забыл Нас, мертвецов, в конце-то концов, - Главное, чтобы Господь простил! Дождь нагие тела поливал, Лучи палящие жгли, Ворон глаза и брови склевал, А мы и присесть не могли. Туда - сюда, к земле - от земли Ветер качал, как хотел... Что осталось от наших тел, Когда Он нас отпустил? Не попадайтесь - таков удел... Главное, чтобы Господь простил! Господи, власть твоя велика, Да защитит нас твоя рука! Дьявол сгубил нас - но не купил. Что ж тут смешного? Петля крепка... Главное, чтобы Господь простил! 1985-1986 Н Е И З Б Р А Н Н О Е Эти стихи были отвергнуты автором, но составитель всё же включил их - в особый раздел. В основном, это ранние стихи. *** Я не знаю, на кого молиться, ворожить - загадывать о ком. Разлетелись грустные жар-птицы, обернувшись серым вороньём. Знаю: в тридевятом дальнем царстве ждёт меня удача, ждёт беда. Но уж не надеюсь я, признаться, что дойду когда-нибудь туда. Странно, неуютно стало в мире трезвости и строгой простоты. Словно нас с рожденья обделили детским ощущением мечты. 1977 ГАЗЕТНАЯ ОДА Большая газета в глазах новобранца - великая тайна: как в ней разобраться? В ней всё - соразмерно, и всё - суматошно, в ней - завтрашний день, перемешанный с прошлым, трезвон телефонов и дым сигаретный, и то, что сперва, может быть, незаметно - вдруг спросит вахтёрша: "Ох, батюшки-светы, неужто опять опоздает газета?" А кто-то в буфете сидит, опечален... Но горе-то в чём? - "Ерунда, опечатка..." Вы главный секрет постепенно поймёте - газета находится в вечной работе, и все - от курьера до редактората - как звенья отлаженного аппарата, и если сегодня выходит газета - то это для всех небольшая победа. А если вчера вам намылили шею - вы даже от этого похорошели, и неунывающие фотокоры вас развеселят журналистским фольклором. Престиж? Гонорары? Поездки?.. Не только. Пришедший за этим протянет недолго, но всё же сюда возвращаются снова влюблённые в тайну печатного слова, в азарт постоянной людской круговерти, где место найдут юбилеи и смерти... В ней всё быстротечно - одно непреложно: не правда ль, её не любить невозможно. Но что б вы ответ не сказали на это, сегодня и завтра выходит газета. 1984 ДРУЗЬЯМ Кнопку лифта в темноте гулко нажимаете, и два раза стукнет дверь, отбивая час... Хорошо, что обо мне вы не забываете, только жаль, что я теперь редко вижу вас. Пусть по суетным делам мы весь день мотаемся, пусть не видим, как кроты, в близких людях свет, но судьба переплела нас извечным таинством - тяжкой цепью доброты, паутиной лет. Приходите - как-нибудь, вечером, усталые, ведь не так уж долог путь, если путь знаком. Позвонить - совсем пустяк: всё идёт по-старому, заходите кто-нибудь - напою чайком... Пусть за этот редкий час не открыть нам истины, пусть слова совсем не те скажешь невзначай, - хорошо, что я о вас помню, о единственных... ... Но всё чаще на плите остывает чай. 1984