Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Пожалуй, до сих пор никто не считал серьезным рассуждать о будущих исторических направлениях в искусстве.
Говоря лишь о лирике, русской лирике, мы обнаруживаем в странном ее положении последней четверти XX столетия противоречивые черты, обусловленные апокалиптическим трагизмом времени и представленным, с одной стороны, упадничеством, в чем-то напоминающем декаданс конца XIX века, проявляющемся в общем равнодушии к поэзии и лирическим ценностям вообще, в отсутствии новых имен и идей, с другой стороны - отчаянной надеждой "пусть будет, что будет" стиля рок.
Поэзия последних десятилетий прошлого века уже названа постмодернизмом, но даже этот сверхнейтральный термин был встречен глухо и молчаливо, со свойственным времени равнодушием. Что же говорить о том, что до завтрашней поэзии никому нет дела?
Да, нет еще новых поэтов и нет их публики, но я ощущаю, что чаша равнодушия у вступающего в жизнь поколения переполняется - это наши первые "тинэйджеры", и они не примут вялотекущую шизофрению далеко не благополучной обывательщины. Вот-вот, и они за юношески-безотчетным сочинением стихов увидят в поэзии средство выражения своего смысла и скажут свое первое слово.
Жажда после поэтического вакуума девяностых годов достигла предела, необходимость поэзии витает в воздухе.
Скорее всего, новое поколение ощутит себя выходцем из пустыни, ведь даже от пост-постмодернизма их отделяют два десятилетия - а что это для двадцатилетнего человека? Это поколение не бросится в рассуждения о поэзии, о пост-постмодернизме и роке. Оно, пожалуй, корректно оставит прошлое на его троне и начнет покорять совершенно новые вершины.
Все это и определяет необходимость начать разговор о направлении, которого еще нет.
Я подметил некий параллелизм в развитии художественно-исторических направлений XIX и XX столетий: романтизм - модернизм, реализм - постмодернизм и декаданс - пост-постмодернизм.
Мы определенно находимся в преддверии направления романтико-ренессансного типа.
Романтизм основывался на идеализации сказочного прошлого, а модернизм отражал утверждение реального настоящего. То, что было сказано, не будет повторено - но и без этого, в эсперантизме рока не так уж трудно усмотреть футуристичность будущего поэтического направления. Сегодня новое поколение займется виртуальностью, но не в болезненном ее представлении неодекаданса, а в эсперантном виде, в виде надежд и, скорее всего, надежд уже не рока - "абсолютно невозможно, но должно быть!" - но надежд реальных - "сделаем - будет!", поскольку именно это предыдущими временами и поколениями легкомысленно игнорировалось - новое поколение отнесется к надеждам как к средству осознанного проникновения в будущее. В будущее - не по течению времени, а по велению сердца.
И я называю еще не явившийся стиль словом эсперанс.
3 апреля 2003 года