Главная страница

Натурфилософия

 

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса".

Страницы наших друзей.

Кисловодск и окрестности.

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты.

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

                     ФАЛЕС ИЗ ГОРОДА МИЛЕТА

   Кто такой Фалес?  Заглянем в энциклопедический словарь. Оказы-
вается,  это "др.-греч.  философ, родоначальник антич. философии,
основатель милетской школы".  Ещё говорится, что он "возводил всё
многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде." И  это
всё?  Думал человек всю жизнь.  И додумался до нелепицы:  как это
так - всё из воды?  Да ещё "школу" основал,  чтоб  обучать  этому
всех.  И  всё-таки  уделим  "старику"-Фалесу чуть-чуть времени из
уважения к "сединам" - за то,  что он первый.  Ведь это  тоже  не
каждому дано - создать античную философию.
   Даты жизни Фалеса: примерно 625 - 547 годы до н.э. Возраст со-
лидный  -  26 веков назад.  Через 8 веков древнегреческий историк
Диоген из города Лаэрта (не тот,  который жил в бочке,  а другой)
посвятит  Фалесу несколько страниц в своих жизнеописаниях филосо-
фов.  Он скрупулёзно соберёт всю информацию,  даже легенды. Фалес
предстанет живым и удивительно многосторонним - юноша,  променяв-
ший богатство на знания, отчаянный путешественник в Египте и дру-
гих  странах,  не  стремящийся к власти политик и советчик царей,
первый европейский астроном и "летописец"  природы,  не  жаждущий
денег удачливый предприниматель,  математик,  просветитель, педа-
гог,  метеоролог,  поэт, моралист, инженер-гидротехник, создатель
совершенно новой науки философии,  острослов и просто хороший че-
ловек.
   Давайте перечислим  одни только астрономические достижения Фа-
леса: определение видимого пути Солнца среди "неподвижных" звёзд,
вычисление углового размера Солнца (1/720 часть солнечного круго-
вого пути),  аналогичные вычисления для Луны, уточнение продолжи-
тельности  года (365 дней),  первое в истории Европы предсказание
солнечного затмения.  Конечно,  большую часть этих "открытий"  он
мог заимствовать в Вавилоне или Египте.  Но тем-то и велик Фалес,
что первым перестал слепо верить учителям. Ведь по каждому из пе-
речисленных  вопросов  были  разные мнения,  причём каждое из них
преподносилось как истина в последней  инстанции.  Это  означает,
что  Фалес  всё  проверил  сам и только потом осмелился на те или
иные утверждения.  Отсюда следует ещё один вывод: Фалес постоянно
вёл инструментальные наблюдения неба (угломерными  инструментами)
и год за годом записывал результаты измерений. Это никак не соот-
ветствует расхожему мнению об античных мудрецах, которые только и
делали, что мыслили, уставившись в одну точку.
   Наверное, Фалес  описывал также сезонные и многолетние колеба-
ния погоды,  события в жизни растений и животных, урожаи и неуро-
жаи, т.е., используя язык современной науки, занимался мониторин-
гом окружающей среды. Без этого он не смог бы однажды предсказать
урожай маслин и разбогатеть "на спор",  заблаговременно арендовав
все маслобойни своего родного Милета.
   Фалес интересовался не только материальным миром. Он безуслов-
но  задумывался о том,  что такое душа,  хотя не все его мысли по
этому поводу кажутся современными.  Если верить  Аристотелю,  мир
представлялся Фалесу одушевлённым и полным божеств.  Он, согласно
утверждению Диогена, первым объявил душу бессмертной. Душа припи-
сывалась и неодушевлённым телам - янтарю, магниту. Однажды Фалеса
спросили,  можно ли скрыть от богов дурное дело.  "Ни даже дурное
помышление!"  -  ответил он.  Это очень характерно для Фалеса,  и
неслучайно греки считали его прежде всего моралистом, о чём гово-
рят высказывания, которые ему приписываются. Его спросили, что на
свете трудно?  - "Познать себя".  Что легко? - "Советовать друго-
му".  Что он видел небывалого? - "Тирана в старости". Какая жизнь
самая  лучшая?  -  "Когда мы не делаем сами того,  что осуждаем в
других".  Кто счастлив? - "Тот, кто здоров телом, восприимчив ду-
шою и податлив на воспитание".
   Но как  бы  ни были интересны астрономические открытия или мо-
ральные сентенции Фалеса,  главные достижения этого человека про-
ходят "по ведомству" философии.  Это,  прежде всего, новый способ
познания Мира - научный. Мир, по Фалесу, объясним из него самого,
без мифов.  Явления Мира постигаются органами чувств, для чего во
многих случаях нужны кропотливые наблюдения,  в  т.ч.  инструмен-
тальные.  Сущность,  которая стоит за этими явлениями, может быть
постигнута разумом,  причём своим собственным,  а не  взятым  "на
прокат". Фалес критически воспринимает чужую "мудрость", совершая
переворот не только в философии,  но и в педагогике. Начинает ру-
шиться "педагогическая традиция" копирования слов и действий учи-
теля,  которая  по  сути  досталась  человеку от обезьяноподобных
предков.  Ведь обезьяны учатся именно так: тренируются в действи-
ях, имитирующих поведение других особей - старших по возрасту или
по рангу.  Теперь же ученик мог быть побит палкой за механическое
повторение  слов  учителя,  и такие примеры знает история Древней
Греции.  Такой подход привёл к современной науке,  где всё  нужно
доказывать.  В этом смысле все современные учёные - ученики Фале-
са.  А первыми учениками были Анаксимандр и Анаксимен, причём они
пошли своими путями, создав оригинальные философские системы.
   Фалес скромно оценивает свои возможности.  Он занимается преи-
мущественно  астрономией,  "считая  остальное  непостижимым".   И
всё-таки он предпринимает первую попытку понять Мир в целом, выд-
вигает предположение о первооснове Мира и пытается на этом  осно-
вании объяснить наблюдаемые явления.  Если эти явления таким спо-
собом объясняются и даже предсказываются, то, может быть, предпо-
ложение о первооснове правильное?  Что если эта первооснова вечна
и беспредельна?  Она всё время превращается в  разные  конкретные
вещи, но с их гибелью не исчезает. Поэтому мир явлений текуч, всё
закономерным образом рождается,  развивается  и  разрушается,  но
этот  процесс  никогда не остановится из-за вечности первоосновы.
Значит,  вещество совершает круговорот, причём это не просто кру-
говорот вещества, это также круговорот жизни и смерти. Первоосно-
ва Мира материальна,  вещественна, но она и одухотворена, она на-
ходится благодаря этому в вечном движении. Нет, первооснова Фале-
са - это не просто материя в более позднем понимании этого слова,
это единство материальных и духовных начал.  Начала  эти  -  лишь
разные стороны единого целого. Есть над чем подумать и сейчас...
   Вероятно, логика подсказывала Фалесу, что первооснова не может
быть в чистом виде,  она всегда принимает  конкретную  изменчивую
форму.  Но  только  что пробудившийся человеческий разум пока ещё
с трудом воспринимал столь "крутую" абстракцию. Хотелось всё уви-
деть и пощупать, даже первооснову. И в данном случае Фалес отсту-
пил в область мифов...  Земля,  по Фалесу,  плавает в воде. Может
быть, первооснова Мира - вода? Вода способна превращаться в лёд -
"замаскированную" воду.  Земля и лёд тверды. Лёд плавает на воде.
Может, земля имеет общую природу со льдом и поэтому тоже плавает?
Вода всегда подвижна, текуча, жива, способна рождать жизнь, а по-
тому вполне годиться на роль первоосновы...
   Впрочем, так ли важна эта ошибка с водой по сравнению с откры-
тием  научного способа познания и созданием первой в мире научной
школы. Тем более, что данную ошибку ещё при жизни Фалеса исправил
его ученик Анаксимандр, не послушавшийся учителя.

                                                    Ю.А.Насимович

 

поделиться:

 
Рейтинг@Mail.ru