Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
ФАЛЕС ИЗ ГОРОДА МИЛЕТА Кто такой Фалес? Заглянем в энциклопедический словарь. Оказы- вается, это "др.-греч. философ, родоначальник антич. философии, основатель милетской школы". Ещё говорится, что он "возводил всё многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде." И это всё? Думал человек всю жизнь. И додумался до нелепицы: как это так - всё из воды? Да ещё "школу" основал, чтоб обучать этому всех. И всё-таки уделим "старику"-Фалесу чуть-чуть времени из уважения к "сединам" - за то, что он первый. Ведь это тоже не каждому дано - создать античную философию. Даты жизни Фалеса: примерно 625 - 547 годы до н.э. Возраст со- лидный - 26 веков назад. Через 8 веков древнегреческий историк Диоген из города Лаэрта (не тот, который жил в бочке, а другой) посвятит Фалесу несколько страниц в своих жизнеописаниях филосо- фов. Он скрупулёзно соберёт всю информацию, даже легенды. Фалес предстанет живым и удивительно многосторонним - юноша, променяв- ший богатство на знания, отчаянный путешественник в Египте и дру- гих странах, не стремящийся к власти политик и советчик царей, первый европейский астроном и "летописец" природы, не жаждущий денег удачливый предприниматель, математик, просветитель, педа- гог, метеоролог, поэт, моралист, инженер-гидротехник, создатель совершенно новой науки философии, острослов и просто хороший че- ловек. Давайте перечислим одни только астрономические достижения Фа- леса: определение видимого пути Солнца среди "неподвижных" звёзд, вычисление углового размера Солнца (1/720 часть солнечного круго- вого пути), аналогичные вычисления для Луны, уточнение продолжи- тельности года (365 дней), первое в истории Европы предсказание солнечного затмения. Конечно, большую часть этих "открытий" он мог заимствовать в Вавилоне или Египте. Но тем-то и велик Фалес, что первым перестал слепо верить учителям. Ведь по каждому из пе- речисленных вопросов были разные мнения, причём каждое из них преподносилось как истина в последней инстанции. Это означает, что Фалес всё проверил сам и только потом осмелился на те или иные утверждения. Отсюда следует ещё один вывод: Фалес постоянно вёл инструментальные наблюдения неба (угломерными инструментами) и год за годом записывал результаты измерений. Это никак не соот- ветствует расхожему мнению об античных мудрецах, которые только и делали, что мыслили, уставившись в одну точку. Наверное, Фалес описывал также сезонные и многолетние колеба- ния погоды, события в жизни растений и животных, урожаи и неуро- жаи, т.е., используя язык современной науки, занимался мониторин- гом окружающей среды. Без этого он не смог бы однажды предсказать урожай маслин и разбогатеть "на спор", заблаговременно арендовав все маслобойни своего родного Милета. Фалес интересовался не только материальным миром. Он безуслов- но задумывался о том, что такое душа, хотя не все его мысли по этому поводу кажутся современными. Если верить Аристотелю, мир представлялся Фалесу одушевлённым и полным божеств. Он, согласно утверждению Диогена, первым объявил душу бессмертной. Душа припи- сывалась и неодушевлённым телам - янтарю, магниту. Однажды Фалеса спросили, можно ли скрыть от богов дурное дело. "Ни даже дурное помышление!" - ответил он. Это очень характерно для Фалеса, и неслучайно греки считали его прежде всего моралистом, о чём гово- рят высказывания, которые ему приписываются. Его спросили, что на свете трудно? - "Познать себя". Что легко? - "Советовать друго- му". Что он видел небывалого? - "Тирана в старости". Какая жизнь самая лучшая? - "Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других". Кто счастлив? - "Тот, кто здоров телом, восприимчив ду- шою и податлив на воспитание". Но как бы ни были интересны астрономические открытия или мо- ральные сентенции Фалеса, главные достижения этого человека про- ходят "по ведомству" философии. Это, прежде всего, новый способ познания Мира - научный. Мир, по Фалесу, объясним из него самого, без мифов. Явления Мира постигаются органами чувств, для чего во многих случаях нужны кропотливые наблюдения, в т.ч. инструмен- тальные. Сущность, которая стоит за этими явлениями, может быть постигнута разумом, причём своим собственным, а не взятым "на прокат". Фалес критически воспринимает чужую "мудрость", совершая переворот не только в философии, но и в педагогике. Начинает ру- шиться "педагогическая традиция" копирования слов и действий учи- теля, которая по сути досталась человеку от обезьяноподобных предков. Ведь обезьяны учатся именно так: тренируются в действи- ях, имитирующих поведение других особей - старших по возрасту или по рангу. Теперь же ученик мог быть побит палкой за механическое повторение слов учителя, и такие примеры знает история Древней Греции. Такой подход привёл к современной науке, где всё нужно доказывать. В этом смысле все современные учёные - ученики Фале- са. А первыми учениками были Анаксимандр и Анаксимен, причём они пошли своими путями, создав оригинальные философские системы. Фалес скромно оценивает свои возможности. Он занимается преи- мущественно астрономией, "считая остальное непостижимым". И всё-таки он предпринимает первую попытку понять Мир в целом, выд- вигает предположение о первооснове Мира и пытается на этом осно- вании объяснить наблюдаемые явления. Если эти явления таким спо- собом объясняются и даже предсказываются, то, может быть, предпо- ложение о первооснове правильное? Что если эта первооснова вечна и беспредельна? Она всё время превращается в разные конкретные вещи, но с их гибелью не исчезает. Поэтому мир явлений текуч, всё закономерным образом рождается, развивается и разрушается, но этот процесс никогда не остановится из-за вечности первоосновы. Значит, вещество совершает круговорот, причём это не просто кру- говорот вещества, это также круговорот жизни и смерти. Первоосно- ва Мира материальна, вещественна, но она и одухотворена, она на- ходится благодаря этому в вечном движении. Нет, первооснова Фале- са - это не просто материя в более позднем понимании этого слова, это единство материальных и духовных начал. Начала эти - лишь разные стороны единого целого. Есть над чем подумать и сейчас... Вероятно, логика подсказывала Фалесу, что первооснова не может быть в чистом виде, она всегда принимает конкретную изменчивую форму. Но только что пробудившийся человеческий разум пока ещё с трудом воспринимал столь "крутую" абстракцию. Хотелось всё уви- деть и пощупать, даже первооснову. И в данном случае Фалес отсту- пил в область мифов... Земля, по Фалесу, плавает в воде. Может быть, первооснова Мира - вода? Вода способна превращаться в лёд - "замаскированную" воду. Земля и лёд тверды. Лёд плавает на воде. Может, земля имеет общую природу со льдом и поэтому тоже плавает? Вода всегда подвижна, текуча, жива, способна рождать жизнь, а по- тому вполне годиться на роль первоосновы... Впрочем, так ли важна эта ошибка с водой по сравнению с откры- тием научного способа познания и созданием первой в мире научной школы. Тем более, что данную ошибку ещё при жизни Фалеса исправил его ученик Анаксимандр, не послушавшийся учителя. Ю.А.Насимович