Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Настоятель протоиерей Валерий Приходченко.
Хатунь на р. Лопасне - одно из самых древних поселений Подмосковья. Археологические исследования берегов Лопасни и её притоков свидетельствуют о том, что в этих местах жили люди и шесть и три тысячи лет до нашей эры. Найдены следы стоянок железного века и более поздние поселения угро-финских племен, и славянские городища X-XII вв. нашей эры. К ранним славянским городищам относится и Хатунь. Древняя Хатунь располагалась на крутом левом берегу Лопасни в излучине (на месте современного кладбища). С незапамятных времен на погосте был построен храм Воскресения Христова.
На протяжении нескольких веков Хатунь служила форпостом сначала княжества Новгородского, затем Черниговского, Рязанского и, наконец, в XIV веке вместе с Коломной отошла к Московскому княжеству. Находящаяся в 15 километрах от р. Оки Хатунь играла важную роль в охране южной границы. Сначала стояла на страже границ Московского княжества, а затем и всего государства от постоянных набегов разбойничьих отрядов степняков, а особенно от бесчинства крымских татар. Однако с расширением государственных границ на юг Хатунь постепенно утрачивает своё оборонное значение и превращается в дворцовое село, центр волости. Позднее оно переместилось несколько выше по течению реки.
Вплоть до начала XVIII века часто сменяются хозяева Хатуни и всей волости. Побывали там и казанские правители-татары, и разночинные вельможи. Документы 1646 года свидетельствуют о том, что в Хатуни помимо древней Воскресенской церкви существует ещё и церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1708 году Хатунская волость пожалована князю Григорию Федоровичу Долгорукому. По данным проведенной в 1709 году переписи известно, что в селе Хатунь на тот момент было четыре церкви: Воскресения Христова на погосте, Рождества Богородицы, Николая Чудотворца и Георгия Страстотерпца на посаде. После смерти Григория Федоровича Хатунь перешла к сыну его Алексею, жадному, гордому, лукавому и завистливому царедворцу. В годы правления Петра II Долгорукие, стремившиеся приблизиться к императору, сватают за него дочь Алексея - Катерину и даже привозят государя в Хатунь на охоту.
Восшедшая на престол Анна Иоановна лишает Долгоруких всех милостей, а Хатунь, содержащая все необходимое для псовой и птичьей охоты, передается в ведомство генерала, кавалера и обершталмейстера графа фон Левенвольде. После смерти последнего Хатунь вместе со всей волостью переходит под начало конюшенной канцелярии, коей заведовал генерал-директор дворцовых волостей - барон фон Розен. Все это время крестьян нещадно обирают и условия жизни их становятся все хуже. Лишь в 1737 году, когда управлять Хатунской волостью был поставлен прусский финансист Фридрих фон Фирек, дела начинают налаживаться. Много помогает Фирек и храмам и служителям церкви.
В 1772 году Хатунская волость была пожалована генералу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, который выделил из своей вотчины земли своим братьям Владимиру и Фёдору. Однако в саму Хатунь Алексей приехал лишь в 1784 году. Куда больше полюбились окрестности Хатуни младшему брату Владимиру, который неподалеку от деревни Семеновское построил себе поместье "Отрада". Дом "Отрады" сохранился до наших дней. Построена была в "Отраде" церковь в 1781 году двухкомплектно 1) св. князя Владимира, 2) свт. Николая Чудотворца. А Алексеем Орловым в 1785 году вместо деревянной церкви Рождества Богородицы в Хатуни в честь рождения дочери Анны была построена каменная с пределами святителя Николая Мирликийского Чудотворца и Воскресения Христова. Годы, проведенные под управлением братьев Орловых, стали поистине золотым веком Хатунской волости. Строились храмы, хозяева были внимательны и добры к крестьянам, и те отвечали им любовью и преданностью.
После смерти Алексея Орлова дочь Анна Алексеевна Орлова-Чесменская стала хозяйкой Хатуни и волости. Решившая посвятить жизнь свою Богу, щедро раздавала она полученное огромное наследство монастырям и всем, приходившим к ней за помощью. Не оставляла без внимания и Хатунскую волость. Летом 1839 года она приехала в Хатунь на освящение теплого предела церкви Рождество Богородицы, соединившего в одно целое храм и колокольню. Именно в этот последний приезд графини в Хатунь крестьяне Хатунской волости были отпущены на волю. Но это означало лишь переход крестьян от помещика к государству, вплоть до манифеста в 1861году отменившего крепостное право.
В конце XIX века в Хатунской волости начинает бурно развиваться производство, появляется множество церковно-приходских школ.
В советское время церковь Рождества Богородицы была закрыта. Разрушены колокольня и завершение храма, в трапезной устроен второй этаж и прорезан ряд окон. От ещё трех церквей Хатуни не осталось и следа, кроме каменных ступеней, некогда служивших порогом Воскресенской церкви на погосте.
Церковь Рождества Богородицы восстанавливается с 1989 года, отмечая годовщину своей новейшей истории в день первого Богослужения - 12 июля. В 1997 году на средства архитектора Игоря Анатольевича Гунста была восстановлена взорванная в 1939 году колокольня.
В древнее время в селе Хатуни было пять деревянных церквей:
* Воскресения Христова на городище;
* Рождества Пресвятой Богородицы на посаде;
* Святителя Николая за рекою Лопаснею;
* Великомученика Георгия на посаде;
* Святителей Афанасия и Кирилла.
Из них "уничтожены четыре последних и одна вновь выстроена, так что теперь в Хатуни две церкви", - писалось в 1874г. (Холмогоровы В. И Г. "Исторический материал о церквах в селах XVII-XVIIIст. Вып.17 Перемышенская и Хатунская десятина). В связи с переходом от древнего типа селений к новому, в селе Хатунь была построена графом Алексеем Орловым, фаворитом императрицы Екатерины II, ныне существующая каменная трехпрестольная церковь, а на месте старых деревянных были установлены часовни-памятники. Ветхая же кладбищенская церковь по особому распоряжению святителя Филарета, Митрополита Московского, была сохранена, обшита тесом и покрыта железом, как имеющая особую духовную и историческую ценность.
После 1917 года часовни были уничтожены. Пришедший в запустение храм на Воскресенской горе был разобран в 1957г., якобы на строительный материал для детского сада в Михнево.
В каменном храме в 30-х годах разрушили колокольню. После войны в нем устроили детский дом: убрали своды, в трапезной сделали второй этаж, прорезали окна. Под куполом, на третьем этаже, разместили библиотеку, в которую забирались по металлической лестнице, опоясывавшей храм. И все же здание для жилья оказалось непригодным, и в конце концов детский дом закрыли из-за антисанитарии. Два года храм простоял бесхозным и одним из первых в Московской области был передан церкви в 1989 году. "Работы Вам, батюшка, на всю оставшуюся жизнь", - сказали настоятелю в епархии.
Чудесным образом, при содействии архитектора И.А. Гунста, детство которого проходило в Хатуни, была восстановлена колокольня в 1997 году. В последние годы храм отштукатурили, заменили старое отопление, побелили внутри. В 2008 году отреставрировали ограду вокруг храма.
Упоминаются в архивах:
* Священник Александр Яковлев, деревянной Воскресенской церкви на погосте в с.Хатунь - 1781г.
* Священники Василий Тихонов и Михаил Михайлов - 1790г (ЦИАМ, ф.203, оп.761, дело 324).
* Благочинный священник Симеон Андреев, 1775г. рождения (ЦИАМ ф.203, оп.744, дело 1586) произведен преосвященным Августином, епископом Дмитровским в 1805 году 5 марта церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талежи во священники, потом переведен в село Хатунь 13 июля 1806г. Скончался 25 марта 1818 года.
* Настоятель священник Василий Иванович Лебедев, 1791 г. рождения, природою Серпуховской округи села Акулинина Архангельской церкви священника Ивана Никитина сын, согласно прошения графини Анны Орловой Чесменской переведен Архиепископом Московским и Коломенским 29 марта 1818г из церкви Архангела Михаила, что в селе Михайловском в церковь рождества Пресвятой Богородицы села Хатунь той же Серпуховской округи. С июня 1874г - протоиерей (60 лет служения, с 30 августа 1814г). Имел 10 сыновей. Курс богословского учения окончил в былой Славяно-Греко-Латинской Академии (ЦИАМ, ф.203, оп.752, дело 6774).
* Настоятель священник Василий Константинович Лебедев, 1855 г. рождения, внук священника Василия Лебедева, служил в храме с 31 мая 1874г. по 26 июня 1889 года
* Священник Евгений Терновский, 1864 г. рождения, служил с 26 июня 1886г до кончины 16 июня 1888г.
* Священник Михаил Степанович Никольский, 1820 г. рождения, обучался в МДС, произведен к Воскресенской церкви с Сертякино Подольского уезда. Служил в Хатуни с сент.1854г до кончины 29 июля 1888г.
* Священник Александр Васильевич Пятикрестовский, 1863 г. рождения. В 1885 году окончил курс в МДС с аттестатом II разряда. С 1 февраля 1886 года по 1 ноября 1888 г проходил должность надзирателя при учениках Перевинского духовного училища. Митрополитом Иоанникием определен во священники к Богородицерождественской церкви села Тарычево Подольского уезда 2 октября 1888 года. 22 августа 1889 года переведен в с.Хатунь с утверждением законоучителем в Хатунском земском училище и с 23 августа 1896 года - заведующим Съяновской, а со 2 ноября 1902 года и Толбинской одноклассной ЦПШ. Арестован в 1937 году, умер по дороге в ссылку (ЦИАМ, ф.203, оп.763, д.45).
* Благочинный священник Николай Петрович Сперанский 1780г. рождения. Служил с ноября 1892 года. В 1920-х гг. оставил приход. Умер в Ярославле в 1941 году.
* Священник Успенский Михаил Степанович 1882 г. рождения
* Диакон Лебедев Трифон Дмитриевич 1890 г. рождения, в 1930 гг в ссылке
* Последний настоятель архимандрит Серафим Лексин, арестован в 1937г.
Родился 27 октября 1940 года в г.Марганец Днепропетровской обл. в семье рабочих.
Отец - Приходченко Андрей Васильевич (1911 - 2002), из крестьян. Мать Гончарова Софья Трофимовна (1908 - 1991), из крестьян.
В 1947-1957 гг. учился в средней школе, окончил с золотой медалью. В 1957-1961 гг. учился на дневном отделении Днепропетровского химико-технологического института, а в 1963-1965г. заочно окончил Московский химико-технологический институт, работая на производстве в городах Марганец и Запорожье. В 1968-1971 годах - аспирант МХТИ. В 1971-1979 годах старший инженер НИИ "Электроугли", НИИ "Теплопроект".
В 1979-1980 годах сторож-дворник Богоявленского Патриаршего собора в Москве.
В 1980-1985 году учащийся Московской Духовной Семинарии.
В 1985-1990 учащийся Московской Духовной Академии.
С 1980г. по настоящее время - священнослужитель Московской епархии.
В 1971 году женился на Ефимовой Елизавете Борисовне, 1941 года рождения, преподавателе математики. Трое детей: Анна, Петр, Дарья.
* Диакон. 19.08.80. Преображение Господне. Академический храм, Троице-Сергиева Лавра. Архиепископ Владимир (Сабодан). Управление делами Московской Патриархии, удостоверение 1257 от 02.09.1980
* Священник. 02.07.89. Неделя Всех святых в земли Российской просиявших. Успенский храм Новодевичьего монастыря. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Удостоверение 716 от 03.07.1989г.
1. Диакон храма свв. Космы и Дамиана, г.Калининград (Королев). Указ Митрополита от 26.12.80г.
2. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с.Хатунь Ступинского района. Указ Митрополита 718 от 03.07.89г.
3. По совместительству Настоятель храма Архангела Михаила, с.Починки Ступинского района. Указ Митрополита 1292 от 30.05.2002г
4. По совместительству Настоятель храма Рождества Христова, с. Каменищи Ступинского района. Указ Митрополита 2133 от 10.09.2002г
* Двойной диаконский орарь, удостоверение 160 от 24.02.88г.
* Набедренник с камилавкой, удостоверение 427 от 28.03.90г.
* Наперсный крест, удостоверение 289 от 24.03.95г.
* Протоиерейство, удостоверение 555 от 29.02.2000г.
* Палица, удостоверение 778 от 21.03.2007г.
Богослужения совершаются в с.Хатунь:
* в субботу и накануне великих праздников Вечернее богослужение в 15.45
* в воскресение и великие праздники Литургия в 08.30
* крестины по воскресениям в 11.00
Из Москвы от Павелецкого вокзала до ст.Михнево, далее автобусом до с.Хатунь.
Дарья Романова
Историческая справка составлена с использованием литературы:
В.Н. Каленов. История Хатунской волости Серпуховского уезда (очерки) Москва, "Эребрус" 2002г.
Храмы Ступинского района Московской области составитель свящ. Олег Пэнэжко, редактор В.Жигунов