Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Звуковая стихия, а именно музыка, имеет особое значение и назначение в творчестве Арсения Тарковского. С детских лет ощущая на себе её просветляющее благое начало, уже в зрелые годы поэт называет её первоосновой жизни, предтечей, предвестником явленного миру Слова.
В доме Тарковских царил культ музыки. В школьные годы Арсений брал уроки сначала у Густава Нейгауза, отца знаменитого пианиста и педагога Генриха Нейгауза, потом у Михаила Медема, который вероятнее всего учился в Петербургской консерватории и был необыкновенным музыкантом. А чуть позднее, в 1920-е годы, в жизни поэта была ещё советская музыкальная школа имени Робеспьера, где также преподавал М.П. Медем, в то время член правления Всероссийского союза работников музыкального искусства. Тарковский посещал её даже в голодные годы гражданской войны.
Возможно, именно тогда впечатлительный, романтически настроенный Арсений и услышал от барона семейное предание. Вот его фабула. Когда дедушка Павел Иванович Медем был посланником при австрийском императоре, княгиня Миттерних позвала его обедать и сказала, что будет Геккерен, друг Дантеса. На что Медем отвечал: "Мадам, выбирайте между Голландией и Россией". Посланник Медем намеренно никогда не встречался с Геккереном и называл его мерзавцем, утверждая при этом: "Он не должен жить, он нарушил законы природы. Голландия должна стыдиться, что у неё такой посланник".
Именно эти уроки - музыки и этики - оставили глубокий след в душе и памяти Арсения Александровича. Так появилось великолепное волшебно-детское стихотворение "Медем".
С момента написания этих строк прошло более 70 лет. Увы, уже нет в живых ни самого поэта, ни тех, кто мог бы хоть что-то рассказать об учителе музыки, великане "в бумазейной курточке" со странной фамилией Медем. Последними живыми свидетелями того - елисаветградского - времени были Ирина Михайловна Бошняк и Татьяна Васильевна Никитина, подруги школьных лет Арсения Тарковского. Они приоткрыли завесу лишь над некоторыми деталями из биографии Михаила Петровича Медема. Остальное - плоды моего собственного поиска.
Медем - довольно разветвлённый графский и баронский род, который происходит из Брауншвейга, где он был известен с XIII века. А в конце XV века Медемы переселяются из города Гессен (Германия) в Ливонию и постепенно укореняются в России. До 1920-х годов его многочисленные представители имели земли в разных губерниях России - от северных до южных.
Наиболее давние упоминания о елисаветградской ветви рода Медемов находим в "Алфавитном списке владельческим и другого ведомства селениям, состоящим в Бобринецком уезде, составленном из сведений, доставленных земским судом в 1856-м году". Под N110 здесь числится деревня Золотарёвка (число дворов 4), а под N288 деревня Шрейдеровка (число дворов 8), обе - помещика фон Медема. А в списке землевладельцев того же уезда за 1860 год указана Анна Петровна фон Медем, владеющая деревней Карловка (Лекарево). Затем в списке землевладельцев Ананьевского уезда за 1899 год под N888 числится баронесса Екатерина Ильинична фон Медем. В следующей по хронологии записи запечатлён барон М.М. Медем, который в 1903 - 1916 годах был хозяином паровой мельницы в поместье Торговица Лубенского уезда (ныне Кировоградская область). Фамилию эту находим также в "Алфавитном списке дворян, внесённых в родословную книгу Полтавского дворянства" за 1898 год.
Примерно в 1871 году попечительным советом Елисаветградской общественной женской гимназии была избрана, а затем утверждена руководством в должности начальницы баронесса Медем. Она вышла в отставку по болезни в 1895 году. Надо полагать, это была именно Анна фон Медем, владелица Карловки. Можно также предположить, что Михаил Петрович был её сыном.
Среди близких и дальних родственников барона М.П. Медема были: участник Семилетней (1756 - 1763) и русско-турецкой (1769 - 1774) войн, служивший в крепости св. Елисаветы и вместе с Потёмкиным принимавший участие в подготовке Кючук-Кайнарджийского мира (1774), кавалер ордена св. Александра Невского Иван Фёдорович (Иоганн Фридрих) фон Медем; московский градоначальник (1905 - 1906), генерал-лейтенант Георгий Петрович Медем; поэтесса И.М. Медем и другие.
О самом Михаиле Петровиче Медеме, герое стихотворения Арсения Тарковского, до нас дошли довольно скудные сведения. Достоверно известно, что родился он в 1859 году. В 1877-ом окончил Петровскую Полтавскую военную гимназию и, как тогда писали, был выпущен с чином XIV класса. Затем учился в Берлине, предположительно на юриста, и брал частные уроки музыки.
Возможно, как и славные его предки, барон служил в армии. Но где и кем, пока не установлено. Известно лишь то, что в 1910-х годах он оседает в Елисаветграде, где ведёт довольно активную общественную и политическую жизнь. В 1914 - 1917 годах предводитель дворянства Елисаветградского уезда М.П. Медем неоднократно принимал участие в заседании Херсонского губернского земского собрания. В это же время он возглавляет Воинское присутствие и Елисаветградский комитет помощи сербским беженцам.
По воспоминаниям Ирины Михайловны Бошняк, до 1920 года барон жил на втором этаже дома, что на углу улиц Алексеевская (ныне Гагарина) и Большая Перспективная. Позже - в одноэтажном доме на углу Петровской (Шевченко) и Архангельской (Красногвардейская). Оба дома сохранились. По её же словам, в 1928 году в Зиновьевск (второе название после Елисаветграда) по приглашению М.П. Медема приезжал известный немецкий пианист Барер и выступал во Дворце науки и искусства (бывшем Общественном собрании).
У Арсения Тарковского есть ещё одно удивительное по пронзительности чувств стихотворение, которое обобщает впечатления елисаветградского периода жизни. Оно написано в 1937 году.
"Приглашение в путешествие" существует в двух версиях. Вот его более ранний список.
Однако публикуется оно в более поздней редакции, в которой "город Медем" заменён на "город Музыки". Возможно, это связано с пиком сталинских репрессий 1937 года, во время которых и закончилась жизнь "немецкого шпиона"? А может Тарковский ушёл от дорогого ему символа только потому, что понятен он был лишь автору да ещё нескольким сотням читателей? Ушел в сторону расширительного значения в расчёте на будущие поколения читателей. Однако то, что родилось по первому порыву души и осталось в рукописи, говорит о неугасающей любви к "городу Медему" и об уважении к персоне, олицетворявшей для поэта город детства.
Неизвестно, сколь долгую жизнь прожил этот удивительный человек. Но, видимо, он успел сделать многое. Он оставил после себя не только хороших учеников, но и светлый образ, осенивший память талантливого поэта. Отсюда - через этот образ - к нам вернулся не только сам Медем, то есть знание о нём. С ним пришло и ожило то трогательное пространство и время, что сравнимо лишь с детской сказкой. "А сказка, которая живёт в нас с детства, - по словам самого Тарковского, - никогда не умирает". И здесь открывается ещё один аспект творчества поэта-философа. Это авторское понимание творчества как категории памяти.