Главная страница

статьи М.А.Чегодаевой

 

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса".

Страницы наших друзей.

Кисловодск и окрестности.

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты.

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

М.Чегодаева

"ФАМИЛЬНЫЙ АЛЬБОМ" ТАТЬЯНЫ НАЗАРЕНКО

Изобразительное искусство всегда автопортрет - и самого художника; и того круга, той общественной среды, чьи вкусы, настроения, потребности представляет художник. На выставке в ЦДХ "Московский салон 2011" лицо нашего общества было явлено если не полно, то, во всяком случае, достаточно верно, в его режущей глаз вопиющей противоречивости.

Третий этаж ЦДХ с бурным потоком розово-голубых и пронзительно-зеленых иллюзорно-жизнеподобных, но откровенно фальшивых пейзажей, портретов, натюрмортов, "иконописных образов" и т.п. буквально кричал, демонстрировал с неприкрытым бесстыдством, как безумно хочется определенному слою - преуспевшему, преуспевающему и жадно стремящемуся к преуспеванию - выключить себя из России, устроить себе свой собственный благополучный мирок, утопающий в богатстве, роскоши, светском времяпрепровождении, отринувший все трудное, тем паче, трагическое, что так беспокоит и "мешает жить" в нашем прошлом и настоящем. "Сделайте нам красиво!" - требование бессмертной мадам Ренессанс Маяковского можно было бы смело водрузить в качестве одного из рекламных щитов при входе в ЦДХ. Не один десяток молодых (по паспорту) представителей современного нац-салона "делают красиво" незнающим счета деньгам нуворишам, поставляют доступные их пониманию и вкусу портреты, картинки на стены их "элитных" особняков, зарабатывая суммы, позволяющие художнику и самому войти в "гламурный" мир "рублёвки", приобрести дорогую "иномарку" и даже стать зятем мадам Ренессанс.

И каким же контрастом, какой художественной подлинностью прозвучали на этом фоне новые работы Татьяны Назаренко, показанные в рамках того же салона, но ворвавшиеся в ЦДХ не из "элитных высоток", а с изуродованных этими самыми "высотками", нерасчищенных, запущенных, отравленных смогом улиц Москвы. В цикле живописных полотен "Фамильный альбом" Назаренко показала сквозь судьбу своей семьи судьбу России - смятенной, полунищей, мучительно выживающей...

Назаренко прибегла к смелому, даже дерзкому приему: откровенно, не скрывая, не просто использовала, но впрямую "перевела" на холсты старые любительские фотографии, те, что доживают свой век в захламленных квартирах среди всякого другого семейного старья и отправляются на помойку нашими "родства непомнящими" отпрысками, затеявшими делать "евроремонт".

Любительские, пожелтевшие от времени, а еще больше от непрофессионального проявления и фиксирования, плохой промывки фотографии запечатлели лица нескольких поколений одной семьи на протяжении десятилетий в их изменчивости - взрослении, старении. Художница сопроводила фотографии разъясняющими надписями, листками с текстом писем, иногда обстоятельными, подробными, иногда короткими записками. Фотографии накладываются друг на друга; в семейные группы врываются пейзажи, конверты от писем, реклама фотографа: "А.Гишеръ Кишиневъ"... Людям старшего поколения очень многое говорят литературные "отсылки": сложенный треугольником листок письма с фронта с так памятным нам, старикам, штампом: "Просмотрено Военной Цензурой." Зачеркнутое на снимке, вырезанное лицо - свидетельство мучительного страха 1937 года, когда обнаруженная "органами" фотография репрессированного становилась причиной ареста. "Снят с парохода Осужден тройкой Получил 10 лет без права переписки. Еще неизвестно куда Устраивай жизнь без расчета на меня Всех целую Николай"... "Последнее письмо". Приговор "десять лет без права переписки", как нам теперь известно, означал расстрел... У Назаренко на групповой фотографии семи мужчин эта записка застилает лицо одного из них...

Как постоянный, повторяющийся мотив звучат слова: "Милая Дуня! Оставляя навсегда Россию шлю Вам сердечный привет..." Тема эмиграции, навсегда оставленной, потерянной России и впрямь постоянный лейтмотив русской судьбы. Уезжали до революции в поисках лучшей жизни, от преследований, унижений, на которые никогда не скупилась российская действительность. В годы революции, Гражданской войны миллионы людей всех сословий уезжали, убегали, выносились за рубеж вместе с Белой армией. В 1970-80-е годы эмигрировали в Израиль, изгонялись из СССР - Галич, Бродский, Солженицын... Уезжают сотнями, тысячами сейчас - ученые, художники, "топ-модели", спортсмены, тренеры, школьники... "Шлю Вам сердечный привет с наилучшими пожеланиями"...

Напоминания, реминисценции безусловно усиливают звучание работ, концентрируют и направляют зрительское внимание. Но цикл картин Назаренко - не пересказ на холсте "фамильного альбома", не модное сейчас фото-компьютерное репродуцирование. Пожалуй, самое сильное в этой ее последней по времени работе то, что это не словесный "message (послание), а полноценная живопись, визуальные образы, сотворенные талантом и мастерством художника средствами, присущими живописи.

Почти монохромные, казалось бы, буквально воспроизводящие цвет старых черно-белых фотографий, полотна Назаренко играют сложными оттенками коричневого и серо-черного цвета, градациями теплых и холодных тонов; вибрируют тонкими прикосновениями кисти, светлыми бликами на губах, скулах, в зрачках ее "портретов"; вкраплениями глухо-розового цвета на старых марках, штампах конвертов. Лица, всегда характерные, индивидуальные, вероятно, очень похожие отмечены особой "назаренковской" печатью. Это ее лица - образы ее картин, ее фанерных "обманок", чуть-чуть утрированные, чем-то похожие друг на друга - то ли удлиненными носами, то ли отрешенным взглядом миндалевидных глаз. В цикле "Фамильный альбом" это неуловимое сходство, эта "отстраненность" предстают сильнейшим выразительным средством. Создается почти физическое ощущение: это люди явились нам из какого-то "четвертого измерения". Это мистическое "зазеркальное" пространство - не навсегда ушедшее прошлое, не "страна воспоминаний". Оно пребывает где-то совсем рядом, существует одновременно с нашим ви`димым миром; составляет вполне реальную и очень важную часть нашей жизни. "Фамильный альбом", мир наших дедов и отцов, нас самих, молодых и так и не повзрослевших, друзей нашей молодости, наших детей, какими они были еще совсем недавно, и их же, и нас сегодняшних - наша реальность, наша действительность.

Фанерные "обманки" Назаренко, поразившие и восхитившие нас несколько лет тому назад, пугали своей жизненностью: казалось, они выскочили из плоскости холстов и вот-вот задвигаются, оживут, втянут нас, зрителей в свою фантастическую реальность. В "Фамильном альбоме" они путями напряженных творческих исканий вернулись "домой" - в пространство картины, в очень индивидуальную, всегда узнаваемую живопись одной из сильнейших наших художниц - Татьяны Назаренко.

Творчество Татьяны истинное "contemporary-art" - современное, животрепещуще "актуальное" искусство; "автопортрет" подлинной, настоящей, всё пережившей и ничего не забывшей России.

 

Сайт Татьяны Назаренко

 

поделиться:

 
Рейтинг@Mail.ru