Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Многие выдающиеся деятели отечественной музыкальной культуры считали Антонину Васильевну Нежданову (1873-1950) своим "художественным камертоном" (по выражению И.С.Козловского). Думаю, в этих словах при всей их патетичности есть большая правда. И на меня, человека, родившегося через много лет после смерти Неждановой, ее пение, сохраненное в записи, производит удивительно благотворное впечатление. Предельно аккуратное в музыкальном отношении исполнение в то же время поражает сердечностью, теплотой, своеобразным обаянием. А вот, что писала об искусстве Неждановой видная советская певица и вокальный педагог Н.Д. Шпиллер: "Неждановой были присущи, с одной стороны, легкость беглой техники, широкий диапазон, захватывающий фа третьей октавы, с другой - тембральная наполненность среднего регистра, свободное владение кантиленой. Мы знаем, что певицы, как правило, опасаются сочетания этих качеств, считая, что звуковая сочность среднего регистра может плохо отразиться на легкости, моторности техники. Между тем современная вокальная музыка чуть ли не напрочь исключает виртуозность. Специально для колоратурного сопрано новых произведений почти не создано. Но легкие, высокие голоса в природе существуют, и надо помочь им приобщиться к современным сочинениям, сохранив виртуозность колоратурного сопрано. Вот еще почему вокально-техническое мастерство Антонины Васильевны должно изучаться"[1].
Очень часто мы слышим такую мысль: "Несовершенство грамзаписи раннего периода приводило к искажению и обеднению голоса певца". Однако, при чутком прослушивании даже самой архаичной записи многое можно воспринять и в вокально-техническом, и в музыкально-психологическом плане. Эта мысль напрямую относится и к записям Неждановой. Старая грамзапись - интереснейший объект исследования, живое подтверждение восторженных оценок современников. В своих работах к грамзаписям певицы обращались М.Львов [2], В.Богданов-Березовский [3], Г.Поляновский [4].
Хочу выразить сердечную благодарность академику РАН Валентину Лаврентьевичу Янину, любезно предоставившему возможность ознакомиться с материалами его собрания граммофонных пластинок.
Антонина Васильевна Нежданова создала за многие годы творческой деятельности достаточно обширное звуковое наследие. Она записывалась на диски Пате, граммофонные пластинки и тонфильмы (звуковая дорожка киноплёнки) в течение многих лет, начиная с 1904 года. Во второй половине 1940-х годов A.B. выступала по радио с чтением некоторых своих статей, сохранились магнитные записи этих выступлений. Последняя запись была осуществлена 15 октября 1949 года - чтение статьи о совместной работе с Л.В.Собиновым. А впервые ее голос был зафиксирован на дисках компании "Пате" в 1904 году (NN 21850-21853) [5]. Через два года певица начала плодотворное сотрудничество с компанией ГРАММОФОН. Последняя дореволюционная запись датирована 1915 годом (Монолог Лакме из одноименной оперы Делиба). За 9 лет сотрудничества с компанией ГРАММОФОН было записано как минимум 86 акустических фонограмм. Репертуар пластинок 1906-15 годов - это, в основном, фрагменты оперных партий, исполнявшихся Антониной Васильевной в Большом театре. Более конкретно: 48 фрагментов из опер (соло), 3 оперных дуэта (2 с Л.В.Собиновым, 1 с Е.А.Попелло-Давыдовой), 24 романса, 1 народная песня (в дуэте с сестрой Ниной Васильевной Неждановой (1876-1958)), 1 духовное сочинение в сопровождении хора Юхова [5].
Автор знаком со значительной частью записей этого периода. При всей художественной ценности каждого исполнения, можно выделить наиболее удачные. Например, ария и ариетта Снегурочки из оп. "Снегурочка" (с оркестром, записи 1908 г), колыбельная Дамаянти из оп. "Наль и Дамаянти" (с ф-но, 1908 г), ария Эльвиры из оп. "Пуритане" (с оркестром, запись 1912 г - об исполнении этой арии остались восторженные воспоминания А.К. Глазунова), дуэты с Л.В. Собиновым (1910 г). Интересно отметить, что за 32 года работы в Большом театре (1902-1934), а также в оперной студии консерватории во время обучения (1899-1902) А.В. спела 37 оперных партий. В грамзаписи зафиксированы фрагменты более 20 партий из ее репертуара, причем, больше всего записано номеров из оперы "Лакме" Делиба и "Травиата" Верди.
При советской власти относительно активное развитие граммофонной промышленности началось лишь в конце 20-х годов. МУЗТРЕСТ с 1928 года начал запись на пластинки электромеханическим методом (с применением микрофона), что позволило повысить качество звучания пластинок и приблизить его к оригинальному исполнению. Правда, на первых порах качество записи все же бывало очень низким. Среди артистов, записывавшихся на пластинки МУЗТРЕСТА - выдающиеся русские певцы Е.А.Степанова, Е.К.Катульская, К.Г.Держинская, Н.С.Ханаев, С.Я.Лемешев, И.С.Козловский, А.В.Нежданова... Широко известна всего одна запись Неждановой этого периода - "Лебедь" Грига в сопровождении Н.С.Голованова (фортепиано) (N 778, 1932 год, издана на долгоиграющей пластинке Из сокровищницы мирового исполнительского искусства, 1983) - весьма удачный вариант. Интересно отметить, что существует пластинка Неждановой, записанная Музтрестом, не вышедшая в свет из-за нестандартной скорости вращения (брак). По некоторым данным [5] матрица с этой записью хранится сейчас в Российском Государственном Архиве Фонодокументов (РГАФД). В картотеке архива есть ссылка на запись Баллады Кьерульфа с аккомпанементом Голованова (ф-но) -производственный, т.е. матричный номер 779A, на карточке пометка "оригинал есть, пластинки нет", т.е. есть только матрица. Возможно, это и есть та самая пластинка.
Образованный в 1933 году ГРАМПЛАСТТРЕСТ осуществил ряд записей певицы на грампластинки, позднее записи осуществлялись также Всесоюзным Радиокомитетом на тонфильмы (звуковую дорожку кинопленки).
Всего было сделано свыше 65 электрических записей А.В.Неждановой (информация получена в результате анализа каталога Гостелерадиофонда, каталога РГАФД, собрания академика В.Л.Янина, личного архива автора). Репертуар поздних записей певицы, в основном, составляют произведения русской и зарубежной камерной вокальной литературы, а также народные песни и песни советских композиторов. Здесь надо отметить, что подавляющее большинство поздних записей Неждановой были осуществлены в ансамбле с Н.С.Головановым - выдающимся русским дирижером и пианистом. На протяжении многих лет он был бессменным аккомпаниатором А.В.Неждановой. Их ансамбль - яркий пример музыкальности и чуткого проникновения в исполнительский замысел друг друга. В ряде записей участниками ансамбля становились виолончелисты Л.Фурер, В.Кубацкий, В.Матковский. Существуют поздние записи певицы в сопровождении оркестра, точнее ансамбля солистов оркестра Большого театра СССР под управлением того же Н.С. Голованова: песня Сольвейг Грига (N147, 1934г), колыбельная Сольвейг (2 варианта NN 709 и Б709 - оба 1935г). Большую ценность представляют совместные записи Неждановой с И.С. Козловским: мадригал из оперы Гуно "Ромео и Джульетта" (N8953, 1939г), дуэт "Покинем край мы" из оперы "Травиата" Верди (2 варианта - NN 8952 и 8950/8951 - 1939г), элегия Глинки "Не искушай" (запись на тонфильм, вероятно 1939г). По данным РГАФД существует еще запись русской песни "Деревня Ольховка", осуществленная А.В.Неждановой и И.С.Козловским (в архиве хранится перепись с тонфильма на магнитную пленку - последняя перезапись 1971г). Исполнение двух прославленных певцов-музыкантов производит превосходное впечатление. Эти записи были осуществлены в ту пору, когда Неждановой было более 60 лет, но звучание ее голоса оставалось привлекательным. Здесь хочется привести слова нар.арт.СССР А.П.Иванова, замечательного певца, солиста Большого театра. Он вспоминает о пении Неждановой в зрелом возрасте: "А.В. Нежданова пела очень аккуратно, следя за каждым звуком. Если слушать ее, закрыв глаза, невозможно было поверить, что поет старая женщина. ... Голос лился ровной тонкой струей, кристально чистый и удивительно красивого мягкого тембра. Особенно покоряло ее пиано. Она, естественно, не пыталась исполнять виртуозных произведений с крайними верхними нотами, но лирика ее была безукоризненна"[6]. По-своему любопытна запечатленная в грамзаписи работа Неждановой над исполнением песен советских композиторов Н.Чемберджи, Н.Кочетова, С.Потоцкого, В.Захарова (записи 1937-38 гг). Большой интерес представляют записи русских народных песен, осуществленные в 1934-37 годах: "Потеряла я колечко" (N 708Б и N 5966), "Прощай, радость" (N 5783), "Ноченька" (N 5782), "Как за горенкой" (N 5969), "Что не в озере вода" (N 5780), "Зачем тебя я, милый мой, узнала" (N 134), "Не велят Маше", "Что мне жить и тужить" (две записи - N 707Б). Исполнение этих песен завораживает мягкостью звучания.
Процесс работы певицы в студии звукозаписи в определенной степени могут проиллюстрировать различные варианты записи одной и той же вещи. Например, известны следующие дубли (в скобках указаны матричные номера пластинок):
1. Иванов. Ария Забавы из оп. "Забава Путятишна" (1185r и 1185 1/2r) - 1906г
2. Делиб. Ария с колокольчиками из оп. "Лакме" (1186r и 1186 1/2r) - 1906г
3. Гуно. Ариетта Джульетты из оп. "Ромео и Джульетта" (1196r и 1195 1/2r) - 1906г
4. Гуно. Ария с жемчугом из оп. "Фауст" (1197r и 1197 1/2r) - 1906г
5. Римский-Корсаков. Колыбельная из оп. "Садко" (2717r и 2717 1/2r) - 1907г
6. Григ. Колыбельная Сольвейг (709 и Б709) - 1935г
7. Рубинштейн. Ночь. (оба варианта 1935г - 1-й - N 711В, 2-й издан на долгоиграющей пластинке 33Д15337-8)
8. Верди. Дуэт Виолетты и Альфреда (Травиата) (NN 8950-8951(2 стороны) и N 8952)-1939г
Интересно отметить, что при записи первых пяти номеров Неждановой на фортепиано аккомпанировал ее учитель Умберто Мазетти (1869-1919). Возможно, он в процессе работы подсказывал более выигрышные штрихи исполнения, и затем осуществлялась запись еще одного варианта. Несколько слов о дублях электрических записей. Изучая звучание фонограмм, можно предположить, что при исполнении Колыбельной Сольвейг в варианте 709 звучание финала произведения не удовлетворило певицу, и был сделан дубль (Б709) - более удачный в вокально-техническом отношении. Надо отметить, что различия вариантов 709 и Б709 невелики. Интереснее обстоит дело с романсом "Ночь" Рубинштейна. В этом случае на 2-х фонограммах зафиксированы два различных варианта исполнения в смысле нюансировки и штрихов, различные музыкальные образы. Еще более заметно это в вариантах записи дуэта Виолетты и Альфреда "Покинем край мы" (один из них издан на долгоиграющей пластинке И.С.Козловский. Из старых записей, другой - в комплекте А.В.НЕЖДАНОВА (к 175-летию ГАБТ СССР)).
И при жизни Неждановой, и после ее смерти существовало значительное внимание к ее записям, производились переиздания различных фонограмм на более современных носителях. Первым переизданием можно считать выпуск Музтрестом в 1920-х гг пластинок с дореволюционных матриц. Это было коммерчески выгодно тем более, что запись новых пластинок в этот период времени производилась мало. Надо сказать, что отпечатанные в 1920-х годах пластинки звучат хуже дореволюционных оригиналов. Автор располагает рядом таких пластинок (Ария с жемчугом (Фауст), Легенда Лакме (Лакме), Болеро Кюи и проч.). В 1930-50-е годы практиковалось переиздание восстановленных дореволюционных записей на патефонных пластинках. Особенно интересен комплект патефонных пластинок А.В.НЕЖДАНОВА, вышедший в 1951 году к 175-летию Большого театра (опубликованы восстановленные избранные записи камерных произведений 1935-39 годов, а также несколько наиболее популярных записей 1900-10-х гг).
В конце 1940-х-начале 1950-х гг осуществлялись восстановительные перезаписи дореволюционных фонограмм А.Неждановой и некоторых других выдающихся певцов прошлого с наложением нового звучания оркестрового сопровождения. Подобным образом была восстановлена запись дуэта Эльзы и Лоэнгрина из одноименной оперы Р.Вагнера (дуэт с Л.В.Собиновым, запись 1910г). Матричный номер этого издания э019422/3-3В.
Весьма любопытными являются издания (а не переиздания) записей певицы, осуществленных Всесоюзным Радиокомитетом на тонфильмы. Подобные выпуски проводились например Апрелевским заводом в 1952 году - номера пластинок 21439 - 21445, среди них изданы романс Рахманинова "Сирень", романс Голованова "Свеж и душист твой роскошный венок", элегия Глинки "Не искушай" (дуэт с Козловским), тирольская песня "Мюзетта", романс Грига "В вечерний час" и др. В этой связи необходимо отметить, что вопрос датировки записей на тонфильмы весьма трудно разрешим. Практика показывает, что записи эти остались в фондах Радио и архивов в виде магнитных копий или грампластинок с этих магнитных копий. Вследствие чего порой известен лишь год издания пластинки, либо год последней перезаписи фонограммы на новый носитель. Однако анализ картотеки фондов Радио - производителя этих фонограмм, позволяет сделать такой вывод: записи на тонфильмы Нежданова, в основном, делала в 1939-41 годах (всего около 25 фонограмм).
Переиздания записей, осуществленные в 1920-50-х гг, в настоящее время являются (как и оригинальные пластинки) коллекционной редкостью и известны сравнительно немногим. Большое значение в связи с этим имеют издания восстановленных фонограмм на современных носителях - долгоиграющих пластинках, компакт-дисках в аудио- и MP3-формате. Ниже приведен список подобных изданий (в основном отечественных), не претендующий на полноту, но достаточно представительный.
1. Всесоюзная Студия Грамзаписи. 33Д8855-6. Выдающиеся певцы. А.В.Нежданова. Формат гранд. Издано 10 фонограмм 1906-13гг, на пластинке ошибочно указано 1908-13гг
2. Всесоюзная Студия Грамзаписи. Д028361-2. Искусство А.В.Неждановой. Формат гигант. Издано 15 фонограмм 1906-13гг, на пластинке ошибочно указано 1905-12гг
3. Фирма МЕЛОДИЯ. 33Д-15337-8. А.В.Нежданова: романсы русских композиторов. Формат гранд. Издано 11 фонограмм 1930-х гг. На пластинке указано: записи 1932-40гг. Изучение звучания изданных фонограмм и имеющихся у автора исходных патефонных пластинок позволяет сузить этот временной отрезок до 1935-40гг
4. Фирма МЕЛОДИЯ. М10 45311 007. Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Антонина Нежданова (сопрано). Формат гигант. Издано 14 фонограмм 1906-13гг и 1 фонограмма 1932 года (N778-по некоторым данным год записи 1930-й).
5. Фирма МЕЛОДИЯ. ЗЗД-025210. Искусство Л.В.Собинова. 1-я пластинка. Формат гигант. Издан Дуэт Эльзы и Лоэнгрина из оп. "Лоэнгрин" и дуэт Лейлы и Надира из оп. "Искатели жемчуга" - записи 1910 года.
6. Фирма МЕЛОДИЯ. М10 42837-38. И.С.Козловский. Из старых записей. Формат гигант. Издан Дуэт Виолетты и Альфреда из оп. "Травиата" - запись 1939 года
1. NIMBUS RECORD. NI 7877. PRIMA VOCE. Antonina Nezhdanova in opera & song.1996. Издано 15 акустических фонограмм (1906-13гг) и 7 электрических (1935-39гг)
2. Bomba Music. BoMB 04-07. Кумиры XX века. Антонина Нежданова. 2000г. На диске издано 20 фонограмм 1906-13гг.
3. Bomba Music. BoMB 05-11. Колыбельные. 2000г. Издана запись Колыбельной Сольвейг Грига в сопр. ансамбля солистов оркестра ГАБТ СССР п.у. Н.С.Голованова - запись 1935 года.
4. Bomba Music. BoMB 03-05. Русские народные песни (Застольные). 2000г Издана запись песни "Зачем тебя я, милый мой, узнала" в сопр. фортепиано (Н.С.Голованов) и виолончели (В.Матковский) - запись 1934 г.
5. RCD. Таланты России. И.С.Козловский. Диск 2. 1995г. Издана запись дуэта Глинки "Не искушай" в сопровождении ф-но (Н.С.Голованов), виолончели (В.Л.Кубацкий) - тонфильм - вероятный год 1939-й
1. ИДДК. Звезды русской императорской сцены (2 СD). 2002г. На диске изданы записи ряда певцов, в том числе А.В.Неждановой - 23 фонограммы 1906-13гг
Отрадно, что творчество замечательной певицы не забыто, и ее записи пользуются определенной популярностью. Издано много, но не все, что заслуживает переиздания. Освоить фонографическое наследие А.В.Неждановой в более полной мере (включая издание пробных записей, хранящихся в музее-квартире артистки) - важная задача сохранения и обобщения вокальной культуры прошлого.
1. Н.Д. Шпиллер. Учиться у нее мастерству, 1973г
2. М.Л. Львов. А.В. Нежданова, М.: Музгиз, 1952г
3. А.В. Нежданова. Материалы и исследования. М.: Искусство, 1967г
4. Г.А. Поляновский. А.В. Нежданова, М.: Музыка, 1973г
5. В.Л.Янин. Каталог вокальных записей российского отделения компании ГРАММОФОН; П.Н. Грюнберг. История начала грамзаписи в России. М.: Языки славянской культуры, 2002г
6. А.П. Иванов. Жизнь артиста, М.: Советская Россия, 1978г