Страницы авторов "Тёмного леса"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Продолжая на страницах "Музы" ряд публикаций, посвященных истории вокального искусства, нельзя не вспомнить ещё одно имя из прошлого русской оперы, незаслуженно обойдённое вниманием - имя прекрасной певицы, заслуженной артистки РСФСР, Лауреата Государственной премии СССР, солистки Большого театра Елены Ивановны Шумиловой (1913-1994).
Елена Ивановна Шумилова родилась в городе Юж Ивановской области в рабочей семье. Дома часто звучала музыка, мать и сёстры обладали хорошими голосами. Да и в городе в тот период времени музыкально-общественная деятельность была поставлена широко: действовали самодеятельные народные хоры, оркестр.
Очарованная атмосферой искусства, Елена вдохновенно поет в домашних концертах, однако, выбирает вначале путь педагога начальной школы и оканчивает Ивановское педагогическое училище в 1932 году. Параллельно Шумилова занимается постановкой голоса с местным педагогом Н.И. Сперанским, впервые указавшим юной певице на возможность профессиональной певческой карьеры. В том же 32м году Иваново посетила столичная консерваторская комиссия. Был устроен смотр творческой молодежи. Голос и исполнение Е.И. серьезно заинтересовали комиссию, ей было предложено ехать в Москву.
Шумилова поступает в музыкальное училище при Московской консерватории, которое заканчивает 3 года спустя по классу В.П. Кацовой. В 1936 году Елена становится уже студенткой консерватории, где проходит курс у выдающегося вокального педагога Ксении Николаевны Дорлиак - среди её учениц - плеяда певиц, составивших славу отечественного вокального искусства Н.Л. Дорлиак, Е.Д. Кругликова, Т.Е. Талахадзе и др. Занятия в консерватории шли с большим успехом и увенчались присуждением золотой медали. 18 июня 1941 года имя Елены Шумиловой было занесено на мраморную доску выдающихся выпускников в Малом зале Московской консерватории.
Пройдя серьезный путь профессиональной подготовки, будучи студенткой 5го курса консерватории, Елена Ивановна дебютирует на главной музыкальной сцене страны - в Большом театре Союза ССР. Дебютные выступления состоялись в операх "Фауст" Ш.Гуно (партия Маргариты) и "Евгений Онегин" П.И. Чайковского (партия Татьяны) и прошли с большим успехом, закрепив юную певицу в труппе театра.
С началом войны певица активно включается в военно-шефскую работу, выезжает с концертными бригадами на фронт и параллельно участвует в работе Большого театра, эвакуированного в Куйбышев. В этот период времени особо выделяется работа певицы над образом юного патриота Джемми в опере "Вильгельм Телль" Россини. Широкий диапазон, безупречное владение всеми регистрами голоса, высокий профессионализм певицы с самых первых лет творческого пути позволяют ей исполнять весьма различные по вокальной фактуре партии: от более характерных для лирико-колоратурных голосов (Маргарита в "Фаусте" Гуно), лирических (Иоланта в одноименной опере Чайковского) до сугубо драматических партий (Купава "Снегурочка", Галька в одноимённой опере Монюшко) и даже характерных (Повариха в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова).
Большим свершением в творческой жизни певицы стало выступление в партии Ольги в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова. Эта чудесная партия-роль нашла в лице Шумиловой практически идеальную исполнительницу. Безупречная вокальная линия, исключительно гибкая фразировка, тончайшее внимание к звучащему слову, эмоциональная взволнованность - вот комплекс качеств, сделавших это исполнение незабываемым. По счастью, замечательный спектакль ГАБТ СССР "Псковитянка" с участием выдающихся русских певцов А.С. Пирогова (Грозный), Г.М. Нэлеппа (Михайло Туча), Н.Ф. Щеголькова (Князь Токмаков) и Е.И. Шумиловой был записан на плёнку Всесоюзным радио в 1947 году под управлением С.С. Сахарова.
Яркой страницей в истории Большого театра второй половины 1940х годов было обращение его коллектива к шедеврам оперной литературы Восточной Европы - "Гальке" Монюшко и "Проданной невесте" Сметаны. Музыка этих опер полна особой мелодической прелести, своеобразной славянской теплоты. В обоих спектаклях Шумилова в очередь с Н.П. Соколовой (Галька) и Л.И. Масленниковой (Маженка) спела главные партии. За исполнение партии Маженки Е.И. Шумилова была удостоена в 1949 году Государственной (Сталинской) премии СССР. Запись "Проданной невесты", сделанная на радио в начале 50х годов, запечатлела замечательные образцы вокально-исполнительского искусства, данные Шумиловой, Нэлеппом, Щегольковым, Орфеновым.
Е.И. Шумилова очень любила концертные выступления. Артистка гастролировала и за рубежом: летом 1945 года она побывала во многих придунайских странах (Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия и др.); в 1950 году Шумилова с группой артистов концертировала в ГДР.
18 сезонов, вплоть до 1959 года, Е.И. Шумилова была солисткой Большого театра, исполнив на его сцене и сцене Филиала свыше 20 партий классического русского, зарубежного, а также советского репертуара. Незадолго до ухода со сцены певица была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР. В те годы среди солистов театра было принято достаточно рано уходить на творческую пенсию, что помимо прочих причин несомненно говорит о высокой планке художественных требований, предъявлявшихся к артистам. Запись оперы "Сказка о царе Салтане", выполненная в конце 1950х гг, при участии Шумиловой в колоритной партии Поварихи является неповторимым историко-художественным документом и прекрасно демонстрирует отличную творческую и вокальную форму певицы в конце её сценической деятельности.
Завершив работу в театре, Е.И. Шумилова посвятила себя преподавательской работе, вначале в музыкально-педагогическом училище имени Гнесиных, а в 1977-94 гг. являлась профессором Московской консерватории. И здесь её творческий вклад трудно переоценить: в числе учениц Шумиловой Л.Казарновская, М.Мещерякова, сумевшие встать в ряд выдающихся певиц не только отечественной, но и мировой оперной сцены.
Фонографическое наследие Е.И. Шумиловой сравнительно невелико, о чем нельзя не сожалеть. Помимо вышеупомянутых 3 оперных комплектов в архивах Гостелерадиофонда, хранится также монтаж оперы Красева "Павлик Морозов", и, что особенно ценно, записи романсов Глинки, Чайковского, Рахманинова. В отличие от оперных записей певицы, записи камерного репертуара Е.И. Шумиловой менее известны широкому слушателю.
В 2013 году исполнилось 100 лет со дня рождения певицы. Надеюсь, этот небольшой очерк привлечёт внимание любителей музыкального искусства к творческому наследию замечательной русской певицы Елены Ивановны Шумиловой.