Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Написанное в июле 1941 года и появившееся в "Правде" в декабре стихотворение Константина Симонова "Жди меня" потрясло души наших людей, прежде всего солдат на фронте - настолько точно попало оно в настроение времени.
...Уже отшумели осенние "желтые дожди", замели снега; уже осталась за роковой чертой половина европейской части СССР, погибли, попали в плен, пропали без вести тысячи солдат... Полегло под Москвой и Ленинградом Ополчение, почти до последнего человека уничтоженное фашистами. Конечно, тогда, в декабре 1941-го никто не мог предположить, что война растянется на четыре года, но в том, что она будет долгой и кровопролитной, сомневаться уже не приходилось. Разлука, тоска по дому, верность, ожидание, стали едва ли не главным душевным, психологическим состоянием солдат - молодых мужчин, часто, совсем мальчиков, чьи судьбы, надежды, жизненные планы были в одночасье перечеркнуты войной.
Эти темы прошли во всей нашей поэзии о войне.
Писал Александр Твардовский, завершая стихотворение хвалой тем -
пел Булат Окуджава.
Эти темы прозвучали в большей части самых любимых и известных песен военного времени.
Здесь уже прямо слышится перекличка со стихотворением Симонова.
И все же "Жди меня" отличалось ото всех других поэтических текстов военных лет. И не только потому, что Симонов был первым, что в его словах прозвучала такая мольба, такая сила заклинания, каких не достигали другие поэты-песенники.
"Жди меня", возникшее в первые дни войны, предстало поразительным пророчеством, предвидением ее именно такой, какой она оказалась: с долгой чредой зим и лет; с мучительными провалами в неизвестность, когда месяцами, иногда годами не было никаких известий о солдате, и плыли слухи и домыслы, и приходили ложные, к счастью, "похоронки", и отчаявшиеся близкие и друзья уставали ждать...
Такое стихотворение никак не могло появиться в июле, даже в декабре 1941 года.
Но как оно вообще могло появиться?
"Жди меня" было откликом не только на военную страду осени 1941 года. Вся сталинская политика, позорный сговор с Гитлером неумолимо гнали Россию в пропасть войны. Война была страшным - но неизбежным искуплением, покаянием России за все, что с ней сделали - что ОНА ПОЗВОЛИЛА сделать с собой. Не в последнюю очередь - за высокомерный отказ от памяти, забвение миллионов русских людей, погибших в годы Первой мировой войны, выброшенных за рубеж. В скромном стихотворении Симонова - отнюдь не принадлежащем к вершинам русской поэзии - слились во едино голоса солдат 1941-го и узников Гулага, расстрелянных "без права переписки" ("Жди, когда из дальних мест // Писем не придет"), и голоса бездомных скитальцев по всему свету, проклятых своей родиной, вычеркнутых из ее памяти. Не голос ли отца Симонова -участника Первой мировой войны, генерала Белой армии, оказавшегося в эмиграции, тогда как жена с восьмилетним с сыном осталась в России, вышла замуж за крупного советского военного, звучит в строках "Пусть поверят сын и мать, // В то, что нет меня"? Эти строки - единственные, которые звучат диссонансом в стихотворении о ВОЙНЕ: матери последними соглашались поверить в то, "что нет меня".
Кому были посвящены стихи Симонова? Бесспорно, женщине, жене. Но кому конкретно? Конечно, Валентине Серовой, ответит буквально каждый. Симонов действительно включил "Жди меня" в посвященный Серовой сборник "С тобой и без тебя". Серова сыграла главную роль в фильме "Жди меня", поставленном прямо по стихотворению. Но в жизнь Симонова артистка Валентина Серова вошла только в 1942 году.
Так кто же ОНА? Кто та, что должна, обязана "ждать меня" , несмотря ни на какие снега и дожди, многодневные разлуки и мучительную неизвестность? Наверное, биографы Симонова, его потомки могут установить имя. Но мне кажется, что "Жди меня" обращено не только к женщине, но к России: ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ...