Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
С Т И Х И У Р А Л Ь С К И Х Л Е Т _________________________________________________________________ ПОСЫЛАЯ МАГНИТНУЮ ЛЕНТУ Бог помочь вам, друзья мои... Пушкин Бог помочь вам, мои друзья! Бог помочь вам, друзья друзей, и их друзья, и все друзья, кто не враги, кто не князья... Бог помочь вам, мои друзья! Я в вашу комнату вхожу, за чаем с вами я сижу, и вас о многом расспрошу, и вам о многом расскажу. Мы все в работу впряжены, в заботу мы погружены, но мы себя не лишены, и мысль, и чувство нам нужны, и стих, и песня нам нужны, друг другу сами мы нужны. Мы в рифме кое-что простим, и в ритме кое-что простим, друг к другу в гости мы придём стихом весёлым и простым. И пусть гудит магнитофон, пусть говорит магнитофон. Бог помочь вам, мои друзья! Бог помочь вам, друзья друзей, и их друзья, и все друзья, кто не враги, кто не князья... Бог помочь вам, мои друзья! Желаю вам часов труда, и дней труда, и лет труда, но иногда, но иногда хочу я слышать ваши строки, чтоб не были мы одиноки. _________________________________________________________________ ПЕРВЫЙ ГОД НА УРАЛЕ _________________________________________________________________ УЧЁНЫЙ Посвящу-ка я жизнь изученью скелета, это будет работа как раз для меня. Бой настенных часов, тишина кабинета и открытья научные день изо дня. На окно я повешу тяжёлые шторы, и зажгу над столом электрический свет, и запрусь изнутри на стальные запоры, и поближе к себе пододвину скелет. Пусть лентяй убеждённый зевает от скуки, пусть любитель веселья пирует в ночи, пусть поклонник сердечной гусарской науки осуждает меня со своей каланчи. Чем расходовать время беспечно и глупо, я возьму позвонки и поставлю их в ряд, на височную кость посмотрю через лупу да промерю берцовую раз пятьдесят. Чтоб записывать номер и год препарата, я куплю в культоварах потолще тетрадь и для самого главного в жизни трактата матерьял постепенно начну собирать. Благодатная жизнь! Никакой нервотрёпки! Никаких сквозняков! - только кости и пыль, только тряпки и трубки, пробирки и пробки да в углу за скелетом со спиртом бутыль! И как выйдет трактат с корешком золочёным и с трактатом моим познакомится свет, разнесётся молва о великом учёном, ежедневно всю жизнь изучавшем скелет. ЗАСТОЛЬНАЯ ПЕСНЯ Одному великому обличителю толстых Где же ты, угодник чрева? Стол накрыт, обед согрет, на седьмое нам жаркое, на восьмое - винегрет. Есть яичница и масло, молоко и колбаса, бутерброд с сырковой массой - не обед, а чудеса! Ложка есть, вилка тоже. Можем есть, сколько можем. Из рубахи пузо прёт у китайского монаха. Набивай и ты живот, чтобы треснула рубаха! В этом высшее блаженство, смыслов смысл и нега нег, потому что совершенство - это сытый человек. Ложка есть, вилка тоже. Можем есть, сколько можем. Не тверди, что скоро лопнешь, не хватайся за живот - ешь беф-строганов и плов ешь, ну а лопнешь - заживёт. И без всяких ой-ёй-ёй выше чаши, громче тосты! Это внешне ты худой, а внутри ты толстый, толстый! * * * Вы мысль таите - только тем умны, не мыслите совсем - совсем умны. Свобода мысли и свобода слова лишь только шизофреникам даны. * * * - Ты будешь сослан, распят, по столетьям тройное перейдёт проклятье к детям. - За что? - Какая чушь! За то, что жив; за то, что ты живёшь под небом этим! * * * Мир мой! Наивный тихий мир... Но ведь и я познание считал основой счастья, но ведь и я шёл на огонь, а это лёд обманчиво сверкал при лунном свете. О, нет, как сладко погрузиться в пучину тысяч мелочей. Иди, пока идёшь, куда - не думай. Мир мой! Наивный тихий мир микрозабот. Зачем? - вопрос ненужный. Как? - проблема. _________________________________________________________________ ВТОРОЙ ГОД НА УРАЛЕ _________________________________________________________________ Я СЕГОДНЯ НЕ ТОГО Я сегодня не того от того, что долго очень у соседа моего вечер был сегодня ночью; а ещё позавчера я пришёл домой вчера. Вечера так вечера - до утра! И отмечу между прочим не без наслаждения - у меня сегодня ночью тоже день рождения. Вот уж будет шик так шик! - очники, заочники, и вечерник, и дневник... Все мы полуночники, все мы... Стоп. Опять заскок! Что потом, не помнит автор: он вчера сегодня лёг, а сегодня ляжет завтра. ДОМОВОЙ Вере Каштановой Я один живу в квартире, я не шибко семьянин, но, бывает, забываю, что в квартире я один. Прихожу домой с работы, удивляюсь, не пойму, почему чулан не заперт, свет на кухне почему. Спотыкаюсь обо что-то, ну, конечно, о сапог. Просто так сапог у входа я никак забыть не мог, В этом доме, в этом доме домовой всю ночь шалит: то приёмник заиграет, то будильник зазвенит. Ведь я выключил приёмник, ведь я выключил его! Почему же он играет? Это просто волшебство! А будильник? А будильник? Почему звонит он в три? Не сама же стрелка ночью переставилась внутри! Домового не увидишь, но в ночи средь тишины он скребётся, он крадётся по стене и вдоль стены. Домового не увидишь, но подумай головой: разве мог забыть ты столько? Нет, конечно, домовой! Ведь, бывает, забываю корку сыра в кухне я - домовой, такой хороший, убирает за меня! РУБАИ Друзья мои, примите рубаи; друзья мои, любите рубаи; любите их, друзья мои, за краткость... Не то поэмы вам пришлю мои! * * * Я не творю - я только подражаю и этим вас, конечно, раздражаю. Не можешь солнцем быть, так будь луной! - и свет Хайяма я вам отражаю. ПЛЕЯДЫ Мы - горстка звёзд, мы - блёстки, мы - Плеяды. Мы вам заметны средь вселенской тьмы лишь потому, что мы друг другу рады, лишь потому, что существует "МЫ". А вот наш свет. Его колеблет воздух, и вам, на нас глядящим, невдомёк, что вместе мы - сверкающий мирок, а порознь - еле видимые звёзды. * * * Не спрятать ржавчины под позолотой, разлада - под цинизмом и зевотой. И кто-то водкой оглушит себя, а кто-то оглушит себя работой. ЧЕЛОВЕК Ему б играть на дудке и гитаре да гоготать среди подружек в баре, а он веками истину искал, чтоб задохнуться в атомном пожаре. * * * Сегодня педсовет у нас, на нём вопросов очень много разберём и разберём кого-нибудь, конечно... Иди умойся - вот ушат с дерьмом. * * * Сегодня педсовет у нас, сегодня я вновь божиться буду, что с... сего... дня.. Ах, чтоб и так и этак вашу мать! Вранина! Маразматина! Блевотня! * * * Ученики! Увы, я их люблю и на сомнении себя ловлю: нужна ли им та самая "культура", чтоб век терпели всё, что я терплю. * * * Когда такие наступают дни, что тот хорош, кто требует "распни", будь как учитель тот из Назарета - шкалу и целый мир переверни. * * * Забыли звёзды хоть разок блеснуть, и снежный ветер зло ударил в грудь... Нет, нет, не втиснуть жизнь в четыре строчки! Но символичен этот зимний путь. СКРОМНОЕ ПРИЗНАНИЕ ДРУЗЬЯМ Уже три месяца не вижу звёзд, заботы тянуться за мной, как хвост, и нету времени взглянуть за тучи, хоть разик выпрямиться в полный рост. * * * Ракета оперённая - "Стрела" - шипя, на самолёт враждебный шла, но вдруг перенацелилась на солнце, как будто солнце поразить могла. * * * Жизнь - это вспышка, вечность - это мгла, и он спешил окончить все дела, ежеминутно думая о смерти... В бреду предсмертном жизнь его прошла. * * * Во мне живут учитель и пиит, учитель верой праведной горит и строит в душах розовые замки... Пиит сломать всё это норовит. ПРАЗДНИЧНОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ КОЛЛЕГАМ Возня и смех... Вот затрещала парта... Ах, сколько В НИХ весеннего азарта, ах, сколько В НАС усталости УЖЕ, а ТОЛЬКО ЛИШЬ ЕЩЁ восьмое марта! * * * Какая тишь кругом! Во мраке молчат дома, дворы, бараки... И только трубы с белым дымом. как восклицательные знаки. * * * Опять весна оттёрла с неба грязь, и светлой синью засияла ясь. Опять душа, как стёклышко, как небо: вся скорбь с неё земная отскреблась. * * * Как трудно в этом мире кем-то СТАТЬ. Гораздо проще верить и мечтать и, натыкаясь на улыбку "взрослых", о планах "детских" мило лепетать. ГОТОВЯСЬ К УРОКУ В ЛЮБИМОМ КЛАССЕ Уже давно измотаны все нервы и съедены последние консервы. Учи их!.. с языка-бормотуна слова срываются: "мерзавцы... стервы..." ДРУГУ Лишь только красоту души я славлю, по сорок раз две строчки правлю, правлю и заставляю петь в стихах слова, но душу петь никак я не заставлю. И жду, мой друг, твоих стихов уж год. Вернись к стихам - верни душе полёт. Пусть не всегда слова тебе послушны, в твоих стихах душа твоя поёт. ТИГР Скребётся в дом усатый серый тигр, устал он за ночь от тигриных игр, и хочется ему сардин в томате и помурлыкать на кровати. М А Р С И А Н С К И Е Э Т Ю Д Ы 1 Да, я здесь, и в этом нет ничего удивительного. Этот мир мне знаком. Спокойно смотрю ма переплетение линий и ничему не удивляюсь. Кто-то берёт меня за руку и ведёт в кабину Он - вежливость и вниманье. Плавно отчаливает лифт, и раздвигается горизонт, но я ничему не удивляюсь. И всё же этот мир я вижу впервые. Вот он, чужой и таинственный, далёкий и романтичный мир будущего! Мечта детства... Марсианские будни... Марс... Вот он! Шагни же в него, шагни. Ведь это он. Спокойно бьётся сердце, глаза лениво вбирают простор и порядок, не останавливаясь ни на чём. Мне, свободному дикарю из XX века душно, душно среди шахматно-строгих полей и взметнувшихся лестниц к небу. Отсюда не проснуться. А Земля? Капитализма не стало. Моря и горы, материковый базальт и воздух - всё, всё спеклось в единый ком, как стекло, а после возник новый пояс астероидов. И некому было сложить легенду о безумном Фаэтоне. Вновь меня берут за руку, но я не здесь... Вновь что-то хотят сказать, но мне ли? Я не нужен им. Их жизнь убежала далёко, как жизнь внуков и правнуков от доживающих век стариков. Скорей бы меня забыли. Скорей бы вечер. Скорей бы! 2 Кто-то назвал это чувство ностальгией. Ностальгия по Родине, ностальгия по близким, ностальгия по счастью, ностальгия по детству, а в детстве - ностальгия по дальним странам. Вечная жажда! Вот этому стройному юноше снится Дорога. Он хочет шагать и удивляться, он хочет шагать по Земле всю жизнь. А эта робкая девушка мечтает взлететь, пролететь над ещё не проснувшимся миром, над ещё погружённым в туман лесом, пролететь и растаять в предутренней мгле. Их мечты разобьются о жизнь. Будет больно, будет очень больно, но ведь кто-то будет шагать по Земле, а кто-то пролетит и растает в предутренней мгле. И в этом суть жизни, в этом - смысл. Мы живём для того, чтоб отдать себя людям, мы живём их жизнью, а они - нашей. Тогда в наши светлые комнаты не вползает серый ядовитый паук - скука. Мы живём. Летят годы, но мы бодро идём сквозь пургу, и мир полон тайны, полон удивительного. Детство не покинуло нас, а ушло вместе с нами из детства. Но этого нет. Этого нет. Нет. Это всё потеряло свой смысл. Разве может быть смысл в том, чего нет? Я вырождаюсь. Так вырождаются народы от самой искренней заботы, так без поражений нет смысла в победах. 3 Вот и вечер. Сумерки. В небе игрушечный серпик. Это - Фобос. В саду много растений. Эти растенья - цепочки и сетки из фиолетово-сине-зелёных колец, вложенных одно в другое. Они - тяга к свету. Их кольца медленно шелестят в умирающем ветре, как чешуя, лелея свой матовый отблеск. В них - гелий? Дальше... А дальше кончится сад и начнутся сплетения линий, те же квадраты по плану разбитых полей... Только вечернее небо над садом живое. Созвездья не изменили своих очертаний, и ковш опрокинут на сад, и вечерняя свежесть льётся на сине-зелёные кольца растений. Веет чем-то грустным и знакомым от фиолетово-далёкого заката. Иду по детству, по ночному лесу на поиски зелёных светляков... _________________________________________________________________ ТРЕТИЙ ГОД НА УРАЛЕ _________________________________________________________________ * * * Друзья мои, живите наугад, влюбляйтесь, поступайте невпопад, пока нам всем мозги не заменили на электронно-счётный аппарат. * * * Грядущее! Мечта любых эпох! Прекрасен мир! Свободен каждый вздох! А может быть - в войну играют дети, и миром правит банда четырёх. * * * Мы все - тоска по Настоящему, извысока в ночи светящему, но жизнь подобна челноку, вниз по течению скользящему. * * * Побудь у слабости на поводу, влюбись в чужую синюю звезду, оберегай, лелей её свеченье, не погаси, предотврати беду. * * * У нас сегодня минус пятьдесят. На стенах иней, а дрова трещат и печь растоплена до красного каленья... Ну что ж, Урал, входи в мой рубайат. СЕМЬ РУБАИ, СОЧИНЁННЫХ ВО ВРЕМЯ ПОЛИТЗАНЯТИЯ 1 У нас мероприятие опять, у нас политзанятие опять... А у меня, конечно, вдохновенье - я начинаю рубаи писать. 2 Опять скучают школьники мои, кружков не знают школьники мои... У нас, учителей, политзанятье, и от стыда пишу я рубаи. 3 Глазами по газетной полосе скользит оратор-бормотун... Что се? А се - идёт у нас политзанятье: присутствуя, отсутствуем мы все. 4 У каждого из нас один вопрос. К бумажке "отвечающий" прирос и водит-водит носом по бумажке, об идеалах бормоча под нос. 5 Он спрашивает: "Поняли, ребята?" А после смотрит как-то виновато, а после просыпается совсем... "Ведь были ж вы ребятами когда-то!" 6 Друзья, сознайтесь, что не всяк из вас шесть рубаи состряпать мог за час. Идейный уровень у нас высокий, и очень низкий уровень у вас. 7 Проклятье! Заседаем больше часа, зевает вся учительская масса и потихоньку смотрит на часы, а нет бы отбубнить да вон из класса. МЫ СО СВЕТКОЙ Мы со Светкой вместе в садик ходим, вместе мы играем, вместе - шкодим; и на небо слазим мы со Светкой. Спрятавшись за самой верхней веткой, перочинным ножиком украдкой от Луны отрежем ломтик сладкий, пару сочных звёзд сорвём при этом и запьём прозрачным лунным светом. * * * "Уж я намну, намну бока начальникам и карьеристам!"- твердил он, юным был пока. Мнёт, мнёт начальству он бока - работает он массажистом. РАК Отчего стыдливо так в кипятке краснеет рак? Раку стыдно от того, что поймали мы его. * * * Любезный друг! Тебя пугает бедность? Ты получаешь в трёх местах за вредность! Ты и детей завёл лишь для того, чтоб не платить налога за бездетность! * * * ОНА придёт - и вместе с ней - уют, и вместе с ним - мечтам твоим - КАПУТ: в тепле воссядешь, сытый и довольный, не уделив стихам и двух минут. МОНАХ Воспоминанья, отойдите! Лишь только сладостью греха влечёт нас эта нить событий, вся эта прошлая труха. И вспоминается, как втайне взглянул тогда в тот первый раз, и взгляд ответный, неслучайный, и огонёк при встрече глаз; и то, как часто мы встречались, и то, как месяцы шли, шли, а мы - смешно звучит - общались, мы подружиться не смогли; и то, как в зале раздавался мой первый вальс, а я мрачнел и вообще сбежал от вальса лишь потому, что не умел; и то, как села на ступени у низких каменных перил, и голову я на колени тебе тогда не положил; и то, как... Память! Память, сжалься! Зачем тогда при свете звёзд к твоей груди я не прижался под соловьиный перехлёст. И вот живу забыто, постно, не зная даже адрес твой... Зачем я так легко и просто расстался навсегда с тобой? Лишь на единое мгновенье я утонул в твоих глазах и тут же взгляд отвёл в смущеньи и отошёл... Зачем? Монах! Монах! Монах! Служитель страха... Прощай, минувшее! Прощай! И келью старого монаха в его ночи не посещай. РАЗМЫШЛЕНИЯ У ВАЗОЧКИ За вазочку берёт не много мастер: копейки или просто сколько дашь. Ведь это и на самом деле счастье, когда умелец ты, а не торгаш. Она проста, неряшлива немножко... Слегка кокетничают белые мазки, и тёмная волнистая дорожка пять раз пересекает лепестки. Затейливо, как на лубочных сценках, сменяются счастливые цвета, и на покрытых лаком лёгких стенках весёлая играет пестрота. И назначенье этих чутких стенок не заменять, а оттенять цветы, чтоб чище зазвенел любой оттенок фиалки и куриной слепоты. И вдруг - забавно! - вспомнились витрины, ломящиеся от пудовых ваз. Вот вазы чёрные - как сгустки тины, вот вазы белые - как унитаз. Безвкусицы ничуть не искупают ни блеска острота, ни сочность тьмы. И хорошо, что их не покупают, а если покупают, то не мы. Куда их? Может, в барские салоны? С трудом заглянешь сверху в них, а там зияют пасти для пучков соломы. В них будет жутко умирать цветам! А здесь отверстие, заметное не очень, в расчёте на изящный стебелёк напоминает как-то между прочим, что дорог нам единственный цветок. ДЕТИ Посвящается Андрею Селькину "Дети есть дети". Великая мудрость в том, чтобы это сказать и уйти в свою крайнюю хату. Дети есть дети, из них, может, и вырастут люди. По мне же дети - хорошие люди, которые НЕ прокурили мозги, НЕ перелапали то, что грешно и дыханием тронуть, НЕ спились, НЕ опустились на самое дно. "У детей целая жизнь впереди". Вот эта скромная девочка - дочь алкоголика-папы, дочь алкоголика-мамы. Ей нужно сегодня стирать для себя и для младшего брата, ей нужно сходить в магазин и купить пять буханок и пиво (пиво - отцу, буханки - поросёнку), ей нужно полы отскрести и помыть, протереть подоконник и полку; ей нужно сходить за коровой и землю вскопать под картофель, ей нужно бежать в детский сад за братишкой и что-то готовить на ужин; ей нужно прочесть много книг, но сегодня можно без этого и обойтись... А как ей хочется получить "четвёрку"! Дети есть дети, но им многое можно сказать, не разбившись о лёд безразличья. Они многого могут добиться упорством и силой, верой в добро, справедливым и праведным гневом. А если что-то они и не в силах понять, так ведь только наши больные "недетские" чувства, стремленье к карьере ценой настоящего счастья, привычку скучать под видом веселья, боязнь путешествий, открытий и новшеств, жестокость к себе и к другим, безразличие к жизни... Так-то, мой друг! Хорошо, что мы дети хоть в чём-то. Спешу наполнится светом восторженных глаз. * * * Уже давным-давно за двадцать. Не гениален. Не угнаться за тем, за этим, за другим... И так не хочется сдаваться! ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (прочитано во сне в книге Сельштока) Красавица с душой змеиной, злой и внешне вдруг становится змеёй, и ей тогда змеёй навек остаться... Змея не вспомнит, как расколдоваться! ЧАЙ Не проповедуй алкогольных пыток, из песен пафос винный исключай! Да будет чай! Божественный напиток, невинный чай, большой и добрый чай! И кто б ты ни был - вечный неудачник, распределенья ждущий выпускник, районный фельдшер, захандривший дачник иль вообще учитель с пачкой книг - не возноси судьбы своей плачевность и пей с друзьями щедрый эликсир. Дарует он беседе задушевность, душе - покой, больному горлу - мир. Лишь только солнце сходит с небосклона, он манит нас вскипевшим говорком, и ярко-жёлтым серпиком лимона, и седоватым вьющимся парком. Среди хлебов, среди конфетных горок он царствует, учитель, друг и врач. И сладок он, и, если нужно, горек, и, если нужно, крепок и горяч. И, если нужно, он в душе холодной остывшие мечты разгорячит, и ты воспрянешь, и в груди свободной взволнованное сердце застучит. И ты поймёшь, и ты полюбишь друга за искренность, за мысль и за полёт, и вырвешься из суетного круга, и всё в тебе от счастья запоёт. Ты бросишься кому-нибудь на помощь, ты маленький затеплишь огонёк, и кто-нибудь, почти погибший в полночь, почувствует, что он не одинок. Но если ты увидишь чью-то грешность и, вскипятившись, крикнешь: "Бей их, бей!" - остудит чай чрезмерную поспешность: сперва подуй - и только после - пей. Люблю я эти тихие беседы за скромным, за непраздничным столом; и споры, и расспросы, и советы, и искренность, и истинность во всём. Так, может быть, не будем суетиться и за грядущим днём лететь сопя? Попробуем хоть раз остановиться и с удивленьем выслушать - себя, понять, что нужно нам на самом деле, припомнить наши первые мечты и тем путём пойти к желанной цели, который оградит от суеты. Попробуем на сделанное нами без розовых очков хоть раз взглянуть, увидеть и не пламя, и не знамя, а скучный и весьма обычный путь, Учёба, повседневная работа, семь тысяч мелочей - на одного. А ты всё ждёшь за годом год чего-то, но, видно, не дождёшься ничего. Какие-то сомнительные сдвиги, писанья в стол, мечтанья в забытьи... А где-то - ненаписанные книги, открытья несвершённые твои. А где-то - Гималаи, Кордильеры, атоллы, джунгли, пальмы и моря, другие страны и другие веры - мечта неутолённая твоя. А где-то - сквозь невзгоды и ненастья прошедшие с победами друзья. Они уже познали привкус счастья, их обмануть и сбить с пути нельзя. А где-то - синева, простор для ветра, калитка, дом, знакомое крыльцо, девчонка, и веснушки щедро-щедро весёлый кто-то кинул ей в лицо. А где-то... Впрочем - где? В мечте? А рядом отчёты, планы - жизнь среди бумаг. Когда её окинешь трезвым взглядом, осознаёшь - не так живём, не так. О пенсии печёмся, об окладе, пропиской дорожим, а не мечтой, и детям дарим счастье в шоколаде с классической начинкой - пустотой. Ну так уснём, чтоб утром встать другими, не сбитыми потоком кутерьмы, умелыми и смелыми - такими, какими стать мечтали в детстве мы. Попробуем?! И честно, и открыто, но не по-детски - с опытом, умно. И да не будет ГЛАВНОЕ забыто! И да свершится всё-таки ОНО! Но... стоп, друзья! Накал стиха умерим и кипятильник выключим в душе, а то мы ищем, пишем, спорим, верим. а нас никто не слушает уже. Теперь я вас пореже навещаю, с Урала к вам на чай не забегу, но не отчаиваюсь, верю чаю и чайник мой зелёный берегу. Затапливая и рассвет встречая, я в термос наливаю чай с утра, и, отработав день, за кружкой чая спокойно коротаю вечера. Меня не тянут шумные попойки с хмельным угаром дружеских бесед. Там только внешне искренни и бойки, а в глубине - глухой несвязный бред. Письмо от друга - лучший собеседник, когда не чай в округе господин; и я, как чайной жизни проповедник, в субботу за столом сижу один. Но благодарен я судьбе и чаю, и благодарен каждому письму, и, если на письмо я отвечаю, то мне не одиноко одному. Я славлю в письмах-песнях чаепитье, я славлю тех, кто чаем нас поит, и повторяю снова, как открытье, банальнейшую истину: Пиит! Не проповедуй алкогольных пыток, из песен пафос винный исключай! Да будет чай! Божественный напиток! Невинный чай! Большой и добрый чай! Да будут наши тихие беседы за скромным, за непраздничным столом, и споры, и расспросы, и советы, и искренность, и истинность во всём! _________________________________________________________________ ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД НА УРАЛЕ _________________________________________________________________ * * * Как просто - лететь на коне со шпагой рубая ИХ. Куда труднее, если шагом, ну а точнее - шаг за шагом и вместо шпаги - стих; когда, куда идти - неясно, и душит пошлость словно астма, и враг неуязвим, как слизь, текущая по шпаге вниз. * * * Стихослагатель мой упорный! Хваля добро, ругая зло, под каждой строчкой стихотворной ты ставишь месяц, год, число. И снова месяц, год... А надо, взрывая ТИШЬ библиотек, под чем-нибудь поставить дату - не год, не день - XX век! * * * Сцена от скуки разинула рот, сцена зевнула... Каждый в президиуме как зуб Вельзевула. * * * Посв. Михаилу Чегодаеву Здесь говорили об искусстве, о сильном чувстве, смелой мысли и о бессмертии стихов. А где-то шли танки. Здесь рассуждали о свободе. о смысле жизни, альтруизме и о непротивленьи злу. А где-то шли танки. Здесь улыбались, восклицали, друг другу пожимали руки, торжествовали над врагом, смеялись, пели... А где-то шли танки, и они были уже близко. ТАМ СРЕДИ ЗАРОСЛЕЙ... Там среди зарослей воды ручейные, джунгли болотные, земли ничейные! В облачных зонтичных жизни жужжание, крыльев движение, ножек шуршание. Пчёлы с обножками резко снижаются, и язычки вглубь цветка погружаются; рядом бронзовки сидят изумрудами вместе с журчалками золотогрудыми, вместе с изящными тонкими осами; и переполнено небо стрекозами, а в бузине меж корней и репейника - шелест воинственного муравейника... ИГОРЯ Двум Игорям, которые женились, стихи писать бросили и вообще. Жили-были игоря. Ох, и зря побросали игоря якоря; испугались, что о быт. как о риф, будет парусник разбит среди рифм. Но не плавать кораблям по полям, и склевал всех Игорей воробей. Быт, он внешне - чик-чирик - воробей, а заглянешь под парик - Бармалей. * * * Тане Шешуковой и Ларисе Титовой Всю ночь таинственно горит звезда на колпаке, и сказка грустная звучит, и кровь стучит в виске, и гаснет взор, усталый взор, и прилетает сон, и раздвигается простор под колокольный звон; и возникает гномик мой, и прибегает лань, и в бешенстве сверчок ночной переступает грань; и детство раннее стоит совсем невдалеке; и до утра горит-горит звезда на колпаке. ОСЕННЯЯ НОЧЬ Здравствуй, добрая ночь! Осенняя тёплая ночь! Я прошагаю тебя по широкой бетонной дороге через поля и леса, проверяя дорогу по звёздам, слушая шелест листвы и стрекотанье цикад. Я прошагаю тебя по широкой бетонной дороге, чапая грязью вблизи новых посёлков и фабрик, и на рассвете приду к одноэтажному дому. Месяц в ветвях заблудился, прыгает с пихты на пихту и, оттолкнувшись, плывёт, словно челнок по заливу. Вот прочертил метеор яркую нить в Орионе, ветер донёсся с полей, и переполнилось тело радостным чувством свободы. Здравствуй, добрая ночь, осенняя тёплая ночь! Я прошагаю - один - всю тебя - и на рассвете передохну от дороги. * * * Устал посёлок от проблем: "Где?", "Кто?", "Кого?", "За что?" и "Чем?" Все норовят услышать: "Кто?", "Куда?", "На сколько?" и "За что?" СЕРЫЙ ЧЕЛОВЕК Между трёх лесов зелёных, между двух лазурных рек жил под небом синим-синим серый-серый человек. Он, как мы, имел два глаза, все цвета он различал, но из всех цветов различных ни один не замечал. Всё на свете видел серым этот серый человек: даже радугу на небе, даже в поле белый снег. Шёл он утром на работу переделать кучу дел и ни разу не споткнулся, так как под ноги глядел. И торчала под ногами бледно-серая трава, и висела на деревьях бледно-серая листва. И стояли чуть поодаль бледно-серые сады, и цвели кому-то на зло бледно-серые цветы. С серых полок в серых папках брал он серые "дела" и садился с серым видом возле серого стола. А потом он шёл с работы, переделав кучу дел, и ни разу не споткнулся, так как под ноги глядел. И торчала под ногами та же серая трава, и висела на деревьях та же серая листва. Он ни разу не ошибся, он ни разу не ушибся, не взглянул по сторонам и - не улыбнулся нам. Он не знал, что светит солнце, что огромен белый свет, что над ним большое небо, что у неба синий цвет. Он не знал, что жил у леса, он не знал, что жил у рек... Был он серый, очень серый, серый-серый человек. ЛЕСОРУБЫ Рукавицы, шапки, шубы... Приходили лесорубы, заводили бензопилы и пилили, что есть силы. Пели, пилы, пили смолы, распилили дали-долы, и попадали леса, и открылись небеса, и раздвинулся простор от морей до синих гор. Ни куста, ни деревца - поле, поле, поле, поле, поле, поле без конца! ХОРОВОД Это кто там пляшет? Что за чудеса! От мороза даже у Луны слеза. Поле в лунном свете. Снеги глубоки. А снежинки эти словно огоньки. В шапках-невидимках целый хоровод - пляшет на снежинках маленький народ. Пусть морозы люты! Пусть бездонна высь! Маленькие люди за руки взялись. Маленькие свечки в искристом огне. Пляшут человечки в лунной тишине. Снежное раздолье! Праздничный мороз! И сверкает поле тысячами звёзд. ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ (Из Маршака) Шаляй-Валяй в ночи гулял, Шаляй-Валяй употреблял. Суд и милиция, школа и мать не могут Шаляя, не могут Валяя, Шаляя-Валяя, Валяя-Шаляя, Шаляя-Валяя унять. ВЕСЕННЕЕ СМЕХОТВОРЕНИЕ Биологическому кружку Из-за тучки-стёклышка выглянуло тёплышко. Это ли не праздник сам, если небо дразнится, если голубёнышем тянется к зелёнышам, если ясью радует, со снегами ратует! Торопитесь тропами в пору ту протопаться, когда к солнцу тёплому всё расти торопится. Станьте снегоборцами! Станьте смехотворцами! Вы же, заседалые, заседайте далее! "Проценты" и "портфели" вас вконец испортили. Наподобие наледи, лаковое-маковое, затвердело на лето ваше место мягкое, поросло мозолями - трудовыми травмами. Не бродить вам зорями молодыми травами. Пусть вам вечность тянется, и "до заседаньица"! Мы уходим по утру, нам стрельба не по нутру - мы идём с влюблённостью, с вечной удивлённостью, с фотоаппаратами. Радостному рады мы. Лес-лесёнок, как лисёнок (как лосёнок, как рысёнок...) что-то там бурчит спросонок реками-речищами, речками речистыми, ручейками-речейками чистыми-пречистыми. От весенней ростоми дали в дыме-роздыме. и берёзам плачется по зелёным платьицам, и в цвету подснежники, белоснежки-нежинки, и легко шагается, и смехо- слагается. СТУЧАЩЕМУСЯ В СКАЛЫ Из века в век стучит прибой, стучит о скалы; и некто глупой головой стучит о скалы, о те же скалы. Он думает, что разобьёт, расколет скалы, и солнце весело сверкнёт сквозь эти скалы, глухие скалы. Ещё чуть-чуть, и треснет лоб от благородства, но не найдётся знаков "STOP" для дон-кихотства, для дон-кихотства. Не разбиваются мечты об эти скалы, ты даже счастлив, если ты стучишь о скалы, об эти скалы. И кто на свете не мечтал, не верил в счастье! Какой высокий идеал! Какое счастье, большое счастье - стучать о скалы! КОРАБЛИКИ Ученикам Ильичёвской школы Мы ликуем, мы слагаем наши первые стихи и кораблики пускаем, перегнув черновики. И уходит, и уходит к неизвестным берегам тот бумажный пароходик, что пустить случилось нам. И куда-то, и куда-то уплывают на века и события, и даты, и листки черновика. И смеётся, и смеётся над мечтами кто-то злой. Ничего не остаётся в дымке нежно-голубой. Но доходит, но доходит к нашим внукам и сынам тот бумажный пароходик, что пустить случилось нам. И ликует, и слагает кто-то первые стихи. и кораблики пускает, перегнув черновики. * * * Волшебный мир! Ты снишься нам, и руки тянутся к рукам, и песни улетают к солнцу и вспыхивают где-то ТАМ. ЗАРИСОВКА В ПУТИ Впотьмах по замети иду, иду... И кто-то там забыл зажечь звезду, и кто-то постарался путь по жизни таким же сделать, как и путь по льду. Иду, иду - сквозь темень, сквозь метель. За снежной далью, за холмами - цель. И это всё, друзья, в буквальном смысле, а то к чему мне эта канитель?! В буквальном смысле я иду по льду, на самом деле не найду звезду, которая была и в тучах скрылась, и цель реальную имею я ввиду. Из-за холма посёлок мой сверкнул, фонарь, едва контача, подмигнул, залаяла собака, и у клуба кого-то кто-то сочно матюкнул. * * * А почему? Если ты веришь, значит, можно верить; если ты любишь, значит, есть в мире любовь; если ты хочешь, если ты очень-очень хочешь, то всё будет так, как ты хочешь, Жизнь, вся окружающая нас жизнь делает нас, но ведь и мы делаем её! * * * Вот так, друзья, вот так живу: каникул жду, как ученик; изголодавшись по стихам, строчу стихи, а там опять работа захлестнёт меня. ЛИРИЧЕСКОЕ Сижу с настольной лампой. Вскакиваю. Хожу по комнате. Сажусь. Пишу концерт для ветра и органа. Прислушиваюсь к музыке. Вздрогнув, смотрю на часы. АНТИЧНОЕ Говоришь: институт я закончу, устроюсь работать, подыщу посветлее квартиру, поближе к работе, и машину, и дачу куплю и женюсь - как по маслу легко и счастливо пойдёт моя жизнь. Заказать своё счастье ты хочешь, меню изучая; а оно не жаркое на блюде, а вольная птица. Начинается счастье внезапно, без предупрежденья, кончается быстро. Мелькнуло - и нет. * * * Ольге Таллер Человек устремлён к свету. Он - порыв. Он - мечта о высоком. В мире больном и жестоком человек устремлён к свету. Он руками тянется к солнцу. Тонким стеблем в колодце человек устремлён к свету. И чем гуще и гуще темень, тем сильней и сильней он с теми, кто из тьмы устремлён к свету. И когда ломается стебель и сгущается полная темень, он мечтой устремлён к свету. И когда он совсем пропойца, всё равно он не успокоится, всё равно устремлён к свету. Он мучительно хочет забыться, только этого не добиться - он душой устремлён к свету. Где-то там в глубине души всё равно устремлён к свету. В ЧЕСТЬ ВОИТЕЛЕЙ-ГЕРОЕВ (Из Анакреона) В честь воителей-героев гимны петь и мне хотелось, брал гитару, но лишь только о веснушках Нинки пелось. Я о подвигах гражданских петь пытался, но гитара сразу трескалась, и струны рвались с первого удара. Так простите же, герои! Не о стройках, не о пушках - я бренчу на шестиструнке лишь о нинкиных веснушках. * * * С добром, со злом ли к нам идут, отчасти от нас зависит, это в нашей власти: когда на встречных сами скалим пасть, то ничего не встретим кроме пасти. ААЙ-ДЕН-ТЕН-РИН Аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин... Я свой приёмник, старый приёмник, чуткий приёмник как-то включил. Нет ли в эфире вести о мире, вести о мире и о любви? Слышу о войнах, планах разбойных и недостойных чьих-то делах; о разрушеньях, о покушеньях, о нарушеньях слов и границ. Громкие марши, бойкие ритмы, бравые песни под барабан... Нету в эфире вести о мире, вести о мире и о любви. Вдруг из-за хрипа, вдруг из-за сипа, вдруг из-за шипа, из-за помех слышу я голос. слышу я песню, тихой гитары ясную речь. Аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин... Что-то такое с тихой тоскою, с вечной тоскою, ведомой всем, на иностранном, на неизвестном очень понятном всем языке. И не мешают хрипы и шипы - только понятней песня от них. Так и должно быть, чтобы победно шло к нам искусство через шумы. Аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин, аай-ден-тен-рин... НАМ ЛИ?! Нам ли в житейские рамки просторы души заключать, заменяя жажду труда телевизором до оглупенья? Нам ли от сих и до сих вызубрить школьные книги и точку поставить в познаньи? Нам ли, окна зашторив, прожить среди стен, не мечтая о солнечном свете? Нам ли бояться любви, пугаться тоскующей мысли и правды, бегать от горя чужого и нашего смелого счастья? Нам ли?! Ну так будем, друзья, из кубков-ладоней пить родниковую воду за дружбу, за крылья нашей свободной мечты. Будем хмелеть от солнечных песен и звонких стихов, от улыбок и взглядов, от прикосновенья нежной руки. Пусть человек недалёкий тонет в бутыли с вином, ну а я бы в синих глазах утонул, в предрассветных синеющих далях. Будем огни зажигать на далёких вершинах, купаться в чашах озёр, по альпийскому лугу к новым вершинам идти, пожимать пихтам зелёные мягкие лапы. Ветер! Волосы нам разметай, унеси далеко-далеко все печали, небо очисти от туч и жаркие губы обветри. Солнце! Опали наши лица добрым и мудрым огнём, чтоб они отливали солнечной бронзой. Небо! Наполни глаза синевою и светом, пролей благодатные щедрые ливни, грозами вспыхни над нами. Ливни! Вымойте землю, луга и леса и останьтесь в сочной зелёной траве ожерельями радужных капель, чтоб, за руки взявшись, бежать босиком по высокой траве, обдаваясь душем холодным с ветвей, и смеяться от счастья. ... смеяться от счастья... ... от счастья ... Только не забыть бы среди развлечений и смеха нашего предназначенья в единственной жизни на этой единственной нашей Земле. Счастье! Помоги нам заметить чужое угрюмое горе, помоги нам любить, ненавидеть, и честно пройти свой отрезок пути по дороге, зовущейся Вечность. * * * У многих молодости нет. Есть затянувшееся детство. В нём столько лени и конфет, мороженого и кокетства! У многих молодости нет. Где мысль и труд, любовь и ярость? Проходит детство в тридцать лет, и сразу наступает старость. НИКАКИЕ ЛЮДИ Никакие люди ходят на работу, никакие люди ходят в магазин, никакие люди празднуют в субботу как один похоже, скучно как один. Никакие люди покупают дачи где-то за лесами, где-то над рекой и глядят часами телепередачи с никаким участьем в позе никакой. Напевая тихо никакие песни с никаким мотивом к никаким словам, никакие люди никакие письма в праздничных конвертах отправляют нам. Никакие вихри никаких событий их несут по жизни, и за годом год никаких стремлений, никаких открытий, никаких сомнений, никаких невзгод. РЕПЛИКА Самый пышный отчёт подаёт обычно тот, кто весь год уклонялся от работ. Вот. * * * Главенствуй, сильной личностью слыви, но в тех, кто рядом, личность не дави - не то с безликими помрёшь со скуки, читая в их словах слова свои. ЛЮБУШКА-ГОЛУБУШКА Ой ты, Любка-Любушка, Любушка-голубушка! Всё ты рвёшься, милая, убежать от матери, нагуляться досыта. Приберись-ка в комнате, постирайся-выглади, а гулять успеется... Скоро станешь на ноги, выйдешь замуж, девочка, вспыхнешь цветом маковым, к милому ласкаючись, и заплачешь с радости, глядя на ребёночка... Ой ты, Любка-Любушка, Любушка-голубушка! Вдоволь настираешься. вдоволь наготовишься, в ноченьку ненастную досыта наплачешься, мужика пьянущего выставляя за ворот, сына-алкоголика матюкая за полночь. И припомнишь в старости, как гуляла смолоду, как гуляла смолоду да не нагулялася... ДРУГУ Здравствуй, мой Друг! Как отрадно в письмах писать это слово, в памяти воскрешая прошлое снова и снова. Вот мы проходим лесом (полем, болотом, лугом...) - дятел встречает нас первым дробным весенним стуком! Вот мы весь день играем в страны, в битвы, в победы. Сабли - крапива, а кони - звонкие велосипеды. Вот мы штурмуем книги, вот мы торопим сроки - как раздаются звонко первые наши строки! Вот, засидевшись за чаем, делимся самым заветным, это прекрасное слово не объявляя запретным. Друг! Мы прожить мечтаем честно, открыто и смело, твердо усвоив, что счастье - не развлеченье, а дело. Так-то, мой друг, но обидно видеть многих и многих, сбившихся с этой дороги, спившихся, духом убогих. Кто-то из них осуждает: "Брезгует нашей кружкой." Кто-то из них рассуждает: "Трезвенник? Пьёт под подушкой!" "Счастлив работой? Несчастный! Что? Даже в праздник не выпить? Ну погоди - мы сумеем дурь из тебя эту выбить!" Но бесполезно. Куда там! Я безнадёжно пропитан детством, работой, любовью к соснам, берёзам и пихтам. А одиноко - бегу я не к анекдотикам сальным - к письмам твоим откровенным, радостным и печальным, * * * Года как поезд и как вихрь, Возникло - пронеслось... И горе в них, и радость в них, и властный стук колёс. Идут года, идут года и что ни год - быстрей. Тебе туда, тебе туда на зов ночных огней. Всё нужно сделать на ходу: отверить, отмечтать, всего себя отдать труду и в жизни кем-то стать. Всё нужно сделать на ходу: под стук колёс сквозь дым заметить робкую звезду, плывущую над ним. Но только некогда мечтать - вперёд, вперёд, вперёд! Не пересесть, не переждать, свернув за поворот, не посмотреть издалека на суету земли... Звезда ныряет в облака, теряется вдали. Идут года, идут года и что ни год - быстрей. Тебе туда, тебе туда к последней горстке дней. Безостановочны года. Не упади! Держись! От некогда до никогда всего лишь только жизнь. * * * Всю жизнь я слушаю музыку. Это тихая музыка моей жизни. Когда-то она звучала таинственно, доносясь из прохладных загадочных гротов, из леса, где живут и прячутся сказки. Но вот она вспыхнула ярче, куда-то рванулась, позвала, переполнила душу волненьем и страстью... А потом зазвучала нежно-нежно. Это пришла весна. Всю жизнь я слушаю музыку. Это тихая музыка моей жизни. Чёрной и белой нитью вплелись в её ткань грусть и радость. Быть может, ещё раздадутся победные нотки, и заиграют торжественный марш отчаянные музыканты, но там, в самой-самой глубине души всегда будет тихая нежная музыка. Это тихая музыка моей жизни, это и есть сама жизнь, и в зале погаснет свет, лишь смолкнут её последние аккорды. СЧАСТЬЕ СИНЕКРЫЛОЕ По-над градами, по-над весями пролетало Счастье синекрылое, соколиным оком вниз поглядывало, поглядывало, выискивало, где бы свить навек себе гнёздышко, воспитать-вскормить милых птенчиков. Глядь-поглядь: внизу сады пышные, луга сочные, стада тучные, дома крепкие и богатые, а из труб дымки аппетитные, знать, пекут блины люди добрые, выпекают коврижки медовые. И сложило крылья Счастье вольное, отыскало уголок в тёплой комнате, чтобы свить навек себе гнёздышко, воспитать-вскормить милых птенчиков. Глядь-поглядь: а оно и не строится, не свивается тёплое гнёздышко, ни травинки в дому, ни соломинки, паутинки со стен и те повычищены. Да и люди-то кругом всё недобрые, ой, недобрые, ой, завистливые, осторожные да расчётливые; в кошельках монетки пересчитывают, в кубышки тайком перекладывают, чтоб не видел кто, озираются. И глядят они на гостью залётную, так приглядываются, как прицениваются, ни блином, ни коврижкой не поделятся. Затолкали они Счастье вольное в клетку тесную, в клетку тёмную с навесным замком позолоченным, набросали туда крошек с мусором, мол, поешь да попой, наша гостьюшка. Стало жить-поживать Счастье пленное да грустить-тосковать по красну солнышку. А и люди-то кругом всё недобрые, ой, недобрые, ой, расчётливые. Скучно видеть их, скучно слышать их, скучно петь для них песни грустные. И повыцвели перья синие, и померкли глаза соколиные, исхудало в семь раз Счастье пленное, исхудало в семь раз, приуменьшилось и протиснулось между прутьями, еле слышное на пол выпало. На полу его не заметили, так и вымели Счастье из дому вместе с крошками, вместе с мусором и закрыли за ним двери крепкие. Отлежалось оно на густой траве, надышалось оно свежим воздухом, отогрелось оно светом солнечным и рванулось ввысь из последних сил, и запело, запело от радости, улетело за синие реки, за зелёные боры, за белые горы, поселилось за морем в безлюдных лесах, ночевало в пещерах, росой умывалось, питалось грибами да дикими ягодами. И окрепло вновь Счастье вольное, засверкали глаза соколиные. Стало скучно ему одинокому и взмахнуло оно чудо-крыльями. По-над градами, по-над весями полетело Счастье синекрылое поискать людей нерасчётливых, не с великой мошной да с широкой душой, чтобы свить у них своё гнёздышко, воспитать-вскормить милых птенчиков. Глядь-поглядь: внизу сады бедные, луга голые, стада тощие, дома шаткие, небогатые, а из труб дымки еле стелятся; но зато везде люди шумные. некрасивые, неопрятные, а весёлые и разгульные, а живут они припеваючи, и душа, как рубаха, распахнута: с кем хотят они, с тем целуются, с тем милуются, обнимаются; с кем хотят они, с тем поссорятся, всё, что на сердце, прямо выскажут. И сложило крылья Счастье вольное, залетело в уголок дымной комнаты. Увидали его люди шумные, усадили за стол, стали потчевать: подавать, подливать да подбадривать, чтобы пелось ему всех раздольнее, чтоб плясалось ему всех разгульнее. Подпоили они Счастье вольное и упало оно, как убитое, но не долго гостило-бражничало, протрезвело к утру, призадумалось и покинуло их, незадачливых. Так не свилось у них тёплое гнёздышко, не щебечут у них малые птенчики. Ну а Счастье, птица залётная, понеслось выше облака белого по-над градами, по-над весями, чтобы высмотреть, чтобы выискать бескорыстных людей да не бражников, трезвенников да не денежников. А внизу дома двухэтажные за глухими-глухими заборами, с навесным замком недоверчивым да с плохими людьми - денежниками. А внизу дома накренённые, лопухом да крапивой обросшие с искривлённым окном полувыбитым да с пустыми людьми - пьяницами. Так летало семь лет Синекрылое, так летало семь лет и семь месяцев. И устали лететь крылья синие, и устали глядеть глаза соколиные, утомилось в пути Счастье вольное и присело на сук у скворечника. Глядь-поглядь: внизу дома скромные небогатые и небедные, с невысоким, но чистым окошечком, с небольшим, но зелёным садиком. И спорхнуло вниз Счастье тихое, залетело в дом к людям ласковым, стало вить-свивать своё гнёздышко, напевать в углу свои песенки да к хозяевам новым приглядываться. Пропоёт петух, и встают чуть свет люди добрые работящие, умываются, собираются, на работу идут, не запаздывают. А как солнышко к долу склонится, так придут домой, дружно ужинают. Угощенье у них небедное, хоть без перца оно, без пряности; и беседа у них спокойная, хоть без мысли она, без задумчивости; а живут они, не нуждаясь ни в чём, да за годом год одинаково. Так бы жить у них Счастью тихому, выводить-опекать милых птенчиков, да недаром оно Счастье вольное, Счастье вольное синекрылое, не вместить его в деревянный дом с невысоким узорным окошечком, с аккуратным зелёным садиком. Размечталось в ночи Счастье вольное: распахнуть бы даль неоглядную, охватить бы ширь неохватную, улететь бы ввысь к небу синему да зажечь звезду в небе новую; то понять, что никем не понято, то создать, что никем не создано, то отдать-подарить миру целому, что ещё ему не дарил никто. Ой, вы люди, люди милые, люди милые да недалёкие! Жаль оставить вас Счастью светлому, жаль покинуть вас, честных тружеников. Да и с вами жить - стоскуешься по мечте, по свободе, по творчеству. Загрустило Счастье вольное, подумало-поразмыслило и однажды из дому вылетело и растаяло в дымке утренней. Хорошо, что вы не заметили. Улетело Счастье синекрылое к беспокойным людям - к мечтателям речи слушать их вдохновенные, скудный хлеб делить, потом политый, помогать в труде, помогать в борьбе, наполнять их дни бурной радостью и, прижавшись к ним, вместе с ними петь песни грустные, песни мудрые. Ну а станет хлеб полон горечи, обожжёт зима лютым холодом - улетит в слезах Счастье честное, улетит в слезах да не надолго, постучится к вам, отогреется и помчится к ним в даль тревожную. А они в ночи собираются, оставляют они свои хижины и уходят нелёгким путём Счастью смелому навстречу. _________________________________________________________________ ПЯТЫЙ ГОД НА УРАЛЕ _________________________________________________________________ * * * Ура! Конец бегучке. Заседанье. Есть время написать друзьям посланье, прочесть письмо, сложить стихи, подумать и просто подремать под бормотанье. * * * Когда вокруг весёлый мат и всё святое матерят, во мне печальные как флейта стихи рождаются, звучат. ПСИХ Он не "как все", и каждый волен заметить вскользь: "Душевно болен", хихикнуть, психом называя, а у него душа болит, душа больная! И вам, бездушные, никак не разглядеть всё, от чего душа обязана болеть в том случае, когда она живая. * * * Прочитай стихи свои - себе в комнате холодной о своей загадочной судьбе, грустной и свободной. Прочитай, пугая тишину безответным словом, и ступай готовиться ко сну и к сомненьям новым. * * * Ольге Таллер Милая светлая Ольга! Радуюсь вашему свету и, улыбаясь, лелею радость хорошую эту. "Музыка, осень, искусство..." И окружает меня птичий солнечный щебет - звонкая болтовня. Тонкие быстрые пальцы нежную флейту берут и, пробегая по кнопкам, плачут, ликуют, поют. Плачут, ликуют пальцы, опускаются, замирая... И вновь этот голос чистый - эта флейта вторая! Нет, мы счастливцы, Ольга! Нет, мы счастливей всех, если всю ночь не смолкает наш ненасытный смех, если отдать умеем покой и любой уют за труд и чистую совесть, за звонкую радость минут. Вот так и иду я по свету, радуясь встречам кратким, письмам, труду и дороге, музыке, слову и краскам. И до чего же я счастлив! - стольких имею друзей умных, добрых и честных, верных мечте своей. Ольга! Спасибо! Спасибо! Много-много тепла оставить в душе скитальца встреча одна смогла. Ольга! Спасибо! Спасибо! Много-много часов я проведу над тетрадью акварельных ваших стихов. Ольга! Спасибо! Спасибо! Вот так и стоять на своём, переполняя будни таким, как у всех, трудом. Вот так и сидеть под вечер после дневных трудов над черновой тетрадью своих и чьих-то стихов. Вот так и шагать по свету, приобретая друзей умных, добрых и честных, верных мечте своей. ЗИМА УГРЮМАЯ Зима угрюмая, согрей над печью зябнущие руки! А там, быть может, много дней ещё осталось у старухи. Сегодня кашель одолел, и долго-долго ей не спится, и вереница прежних дел всю ночь в её виске стучится. Оплакан муж, уехал сын, а для старухи всё тут свято, и так же тикают часы, как раньше тикали когда-то. И вымыт пол, и убран сор - лишь малость сена у плетёнок, где не забитый до сих пор из-под скамьи глядит козлёнок. Не поднялась, видать, рука, и как же нежности в ней много! И потому живи пока, чтоб не было ей одиноко. А завтра - сыну пара слов и мысль - а может быть ответит, напишет просто: жив-здоров - а вдруг возьмёт и сам заедет. Ну так, зима, согрей, согрей сухие старческие руки! И там, как знать, немало дней ещё осталось у старухи. И в дом ещё одна весна зайдёт с весёлым стуком капель, и потому уснёт она легко, едва отпустит кашель. ДОРОЖНАЯ ПЕСНЯ И вот повеял ветер странствий, скрутил сухую пыль столбом. Дорога радостная, здравствуй! И до свиданья, отчий дом! Конец наивным детским грёзам и тихим дням в кругу семьи. Я выхожу навстречу грозам, навстречу свету и любви. Взметнулась пыльная позёмка, и мрачен лес предгрозовой. Со мной походная котомка и посох страннический мой. Ещё, быть может, сбыться грёзам, и вспыхнут ярко дни мои. Я выхожу навстречу грозам, навстречу свету и любви. ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ Они вошли в эфир с талантом изначальным и завоюют мир космическим звучаньем. Пока они шумны, и в детстве несмышлёном в шутов превращены над миром упрощённым. Но мир не так-то прост, и миру хватит горя, чтоб доплеснуть до звёзд мятежный рокот моря, немую боль друзей, предсмертный шёпот близких и надо всем - елей расчётов самых низких... О, боже мой, как ты трагически далёко! Почти у той звезды, горящей одиноко. С котомкой... На лугу... Пастушкою... У стада... А я к тебе бегу всю жизнь кругами ада. А я к тебе бегу, и чаянья, и муки, и звёздную тоску вплетая в эти звуки. * * * Когда земля уходит из-под ног, грешно бежать на Запад, на Восток. Прижмись к земле, стань на земле надёжно, ты сын её - не будь же к ней жесток! ПИСЬМО С УРАЛА В ЛАФАНИЮ, НАПИСАННОЕ ПО СЛУЧАЮ ТВОРЧЕСКОГО ОТПУСКА Я к дивану прилип. Грипп. Не хожу я учить ребят, а сам не пошёл на учёбу в военкомат. И, конечно, довольны ребята, и не надо им шоколада, и не надо им мармелада, чтобы дольше болел я, им надо. В голове у меня мутит, в животе у меня болит, и давно уже хлеба нет. В завтрак, в ужин, в обед вместо хлеба и вместо конфет стрептоцид. Вот так я лежу, в потолок гляжу, стишки пишу, никуда не хожу, к дивану прилип... Спасибо, грипп! И лежу я четвёртый день. Лень - учить, лень - учиться, лежать - не лень. Я бы так пролежал до лета, и совсем не скучно это - можно так интересно мечтать: и влюбиться, и к звёздам слетать, и открытий наделать в науке, чтоб меня изучали внуки... Или прямо с кроватью взлететь и на толпы зевак поглядеть, ну а после стать невидимкой, прятаться за полудымкой и за руку тяпать воров посреди безлюдных дворов, или влеплять по печёнкам хулиганам, пристающим к девчонкам, или... Много ещё чего! А это письмо запечаталось бы само. * * * Посвящается Н.Л. Ну и могло же так случиться! - сплелись в одно Любовь и Русь, и за какой-то чудо-птицей я по Святой Руси гонюсь. Она порой сверкнёт в улыбке среди веснушек на лице, но это только по ошибке, чтоб обмануть опять в конце. То, заплясав на лицах-масках осенней ночью у костра она возникнет в страшных сказках с багровым отсветом пера, но утро холодно и строго сожмёт всего-всего в тоске, и сказки нет, а есть дорога да посох странника в руке. Иду, иду за чудо-птицей по светлой утренней Руси, чтоб тронуть, вспыхнуть, удивиться, достичь, познать и обрести. О, жизнь моя! Ведь ты отныне, как перелив её пера, - очарований и уныний замысловатая игра, и вдоль дороги по кюветам цветут прошедшие года; освещена волшебным светом дорога будничная та. Так неужели нету прока в любви упрямой, но земной, а есть дорога, лишь дорога да посох страннический мой?! * * * С цивилизацией одна беда: пиджак нас отучает от труда, ходить не позволяет нам автобус, летать во сне мешают провода. * * * Увы, не любишь ты меня. Молчу. И ты молчи. Давай следить игру огня в открывшейся печи, да слушать вьюгу за окном, покуда дети спят, покуда этот мирный дом для нас обоих свят. Шла за тобой любовь моя сквозь дали и года. И вот - наш дом, и вот - семья, и это навсегда. А что не любишь ты меня - прости. Люби детей, чтоб их весёлая возня была судьбой твоей, чтоб наша печь была тепла, и был уютен кров. Не станет эта ночь светла от наших горьких слов. И потому молчи, молчи. Я прав. И ты права. Ну так запомним жар печи и как трещат дрова, запомним этот зыбкий свет, молчанье и уют. Быть может, в нашей жизни нет счастливее минут. * * * Для нас, рифмачей, рубаи так легки затем, что от жизни мы рвём лоскутки, а вся-то она помещается вскоре в четыре доски, как в четыре строки. * * * Ты пойми, ты прости меня, глупого, что тревожусь я так по-нелепому за малюток моих, несмышлёнышей, да ещё за тебя, безответную. Лишь взгляну я на вас, так привидится, как с клюкой по дороге просёлочной, далеко ли ещё, недалёко ли, ковыляет беда-горемычница. Не тревожно гуляке-распутнику, не тревожно ему и не тягостно: всё, что было святого - потеряно, всё, что было хорошего - пропито. Ну а мне-то как! Мне ль не тревожиться за богатство моё, за сокровище - за малюток моих, несмышлёнышей, да ещё за тебя, безответную. Уж не я ли с утра и до вечера наше тихое счастье задумывал, и избу, напевая, укладывал, и окошко резьбой разукрашивал. Только счастье не глыба гранитная и нигде навсегда не прописано, нелегко достаётся-находится, но внезапно и просто теряется. От того-то и тягостно на сердце, лишь взгляну я на вас да подумаю, ну как в это окошко весёлое постучится беда-горемычница. * * * Говорите, что дитя в дядю целится шутя? Говорите, что бумажный не стреляет пистолет? Он стреляет! Он стреляет через десять-двадцать лет. ВЕСНЯНОЧКА Нет, вы только поверьте, оказывается, зацвела уж давно мать-и-мачеха, и вот-вот на припёке под соснами зашуршат, закипят муравейники. Ну а мы-то всё печку затапливаем, и в пальто по привычке кутаемся, и всё ходим какими-то хмуриками, и заботы нарочно выдумываем. Вы подумайте только, подумайте! Мы прихода весны не заметили, но давно уж в цвету мать-и-мачеха. и кричат над покосами чибисы. Ну так скину с себя путы-хлопоты, поднимусь на заре и, насвистывая, зашагаю просёлками утренними к деревеньке твоей в десять домиков. Неужели не вытащу из-дому я затворницу, скромницу-труженицу, наскитаться лесными проталинами, наглядеться на белую ветреницу!? Неужели не выведу за руки озорную, смешную, смеющуюся и такую-такую веснушчатую, словно кто пошутил-позабавился!? Неужели над чистыми омутами на лугах в медунице и ветренице не возьму я за плечи весняночку, не прижму её к сердцу взволнованному, и губами не трону, не трону я эти губы и щёки зардевшиеся и глаза с голубинкой-лукавинкой, от весеннего солнца прижмуренные!?