Страницы авторов "Тёмного леса".
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
В 2011 году исполняется 120 лет со дня рождения выдающейся русской певицы Елены Андреевны Степановой. В первой трети XX века группа лирико-колоратурного сопрано в Большом театре была чрезвычайно яркой. Даже трудно себе вообразить, что в текущем репертуаре можно было услышать Антонину Васильевну Нежданову, Елену Климентьевну Катульскую, Валерию Владимировну Барсову, Глафиру Вячеславовну Жуковскую... Елена Андреевна Степанова в той яркой плеяде занимала достойное место.
Степанова родилась в семье учителя пения и в 1908 году, то есть в 17 лет была принята в хор Большого театра. Спустя четыре года она становится уже солисткой императорской сцены. Высокий художественно-исполнительский уровень молодой певицы подтверждает тот факт, что в самом начале своей карьеры она выступает в качестве первой исполнительницы весьма трудной партии Царевны-Лебедь в опере Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". При этом надо обратить внимание на то, что А.В.Нежданова, первое сопрано Большого театра, в те годы находилась в зените своего чудесного таланта и славы (партию Лебедя Нежданова спела впервые лишь в 1920 году).
Партии в операх Н.А.Римского-Корсакова всегда занимали в творчестве певицы особое место. Снегурочка в одноименной опере, Волхова в "Садко", Марфа в "Царской невесте", Царевна в "Кащее Бессмертном", Шемаханская царица в "Золотом Петушке" - эти партии-роли находили в лице Степановой ярчайшего интерпретатора. Этому способствовали роскошные вокальные данные - сильный голос красивейшего тембра и широкого диапазона, особая, чарующая манера звуковедения. Слушая голос певицы, запечатленный в немногочисленных, к сожалению, записях, поражаешься исключительной свободе пения, столь нечасто встречающейся, широте дыхания, изысканности фразировки.
Значительную часть репертуара Степановой составляла западноевропейская оперная классика - Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Лакме ("Лакме" Л. Делиба), Виолетта и Джильда ("Травиата", "Риголетто" Д. Верди), Микаэла ("Кармен" Ж. Бизе) и др. Сергей Яковлевич Лемешев, по его собственным словам влюбленный в голос Степановой с консерваторской скамьи, восхищался хрустальным звучанием арии Джильды в исполнении Елены Андреевны. Интересно отметить, что дебютным спектаклем в Большом театре для Лемешева, наряду с "Риголетто", стала опера "Лакме", где главную партию исполнила Степанова.
Елена Андреевна Степанова до 1944 года оставалась солисткой Большого театра. Покинув оперную сцену, она еще некоторое время выступала в концертах (до 1950). Камерно-концертный репертуар певицы был весьма разнообразным. Она явилась одной из первых исполнительниц старшего поколения, включивших в свой репертуар и записавших на пластинки произведения советских композиторов. Интересно звучат романсы "Русалка" Р.М.Глиэра и "Армянская серенада" С.Н.Василенко, записанные на пластинку в 1931 году.
В завершение хочется сказать еще несколько слов о записях певицы. Впервые ее голос был зафиксирован в 1912 году фирмой "Метрополь-рекорд" (были записаны ария Виолетты из оперы "Травиата", рондо Антониды из оперы "Жизнь за царя", выходная ария Снегурочки, симпатичный романс Павлова на стихи Щепкиной-Куперник "Любовь - это сон упоительный"). Любителям известны записи 1931-1937 годов, сделанные на пластинки, а также на тонфильмы (звуковую дорожку кинопленки). Среди записанных произведений хочется отметить арию Марфы из 2 акта оперы "Царская невеста" в сопровождении оркестра Большого театра под управлением композитора М.М.Ипполитова-Иванова, колыбельную Волховы, арию Царевны-Лебедь, большую сцену Шемаханской царицы с Додоном из 2 акта оперы "Золотой петушок", 2 арии Шах-Сенем из одноименной оперы Р.М.Глиэра. Несмотря на определенное техническое несовершенство этих записей, прослушивание большинства из них производит значительное художественное впечатление и оставляет глубокий след в душе.