"Тёмный лес" - лафанский журнал. Выходит с 1969-го года тиражом от 4 до 24 экземпляров. Данный номер посвящён лафанским литературным и прочим событиям 2004-го года.
В самом-самом конце 2003 г. (так, что информация не попала в предыдущий номер журнала) в Лафании изданы "Восьмистишия" Александра Косарева. В сборник вошло 116 поэтических миниатюр этого автора - ничтожно малая часть творчества поэта. Тираж - 4 экземпляра, но по заказу читателей могут быть допечатаны дополнительные экземпляры.
2 января 2004 г. в электронном виде появился в значительной степени дополненный и переработанный вариант работы Юрия Насимовича, которая посвящена естественнонаучному объяснению ощущений человека в состоянии клинической смерти. Добавлена глава "Предсмертный опыт и универсальная информационная система". Мистические представления об этой информационной системе рассматриваются с рациональных позиций.
6 января лафанцы обрели "Passion Models" Анатолия Переслегина - очередной диск композитора, предназначенный для распространения на Западе, где музыка данного направления пользуется спросом. Название, наверное, можно перевести как "Страстный пересказ [Нового Завета]". В жанровом отношении произведение ближе всего к симфонии, но музыкальный язык современен или даже устремлён в космическое будущее человечества.
В середине января 2004 г. тиражом в несколько экземпляров опубликована пьеса Надежды Рыжковой "Принцесса Мален". Эта жизнеутверждающая драматическая сказка написана белым стихом и имеет второе название - "Вхождение в чужой бред как лечебная методика".
В конце января 2004 г. к опубликованной пьесе Надежды Рыжковой добавилось собрание её стихотворений, в т.ч. несколько поэм. Книга вышла в Лафании тиражом в 3 экземпляра. Несколько стихотворений из неё помещены ниже.
В феврале Юрием Насимовичем дописаны два сводные конспекта - "Звёзды" и "Звёздные системы" [галактики, скопления галактик и т.п.]. Отныне они существуют в электронном виде, и желающие могут с ними ознакомиться.
С начала 2004 г. лафанцы с интересом читают две историко-искусствоведческие книги М.А.Чегодаевой, изданные в последние годы за пределами Лафании: "Там за горами горя... Поэты, художники, издатели, критики в 1916-1923 годах" (СПб, 2002) и "Два лика времени. 1939. Один год сталинской эпохи" (М., 2001). Книги в конце 2003 г. подарены Ю.Н., и желающие могут их прочесть.
7 марта при разборе электронного архива Василия Бейко были найдены его стихи, публикуемые ниже. Ранее о поэтическом творчестве В.Б. ничего не было известно даже его ближайшим друзьям.
20 мая лафанцы обрели 60 экземпляров третьего выпуска "Музы", где помещены их стихи, а также статья Ю.Н. о них. Тираж этого "Всероссийского литературного альманаха" - 1100 экземпляров. Для Лафании это действительно много. Значит, Россия пока ещё чуть-чуть больше Лафании. Операция по доставке "Музы" героически выполнена Анатолием Переслегиным и Ю.Н. Ко всеобщему прискорбию из-за оплошности главного редактора В.Лебединского в альманах не попали стихи Евгения Кенемана, хотя биографическая справка о нём приведена.
30 мая Илья Миклашевский привёз с Кавказа "Литературный Кисловодск" со стихами Юрия Насимовича и своими. Опубликованы "Бешеный сад" и восьмистишия Ю.Н., а также рубаи и другие стихотворения И.М. На этот раз обошлось без опечаток, правки и прочих стихийных бедствий.
27 августа лафанцы опять отдали стихи в "Музу". По поводу забытых стихов Кенемана редактору был сделан решительный втык, и он слёзно обещал исправиться.
В начале октября с Кавказа был прислан очередной номер "Литературного Кисловодска". На этот раз он содержал подборку эпиграмм и фрашек Ю.Н.
1 декабря в "Артклубе" (Б.Овчинниковский 24, с.4) оперным сотовариществом "Собаки Мёбиуса" были с успехом исполнены две миниоперы Анатолия Переслегина - "Воскресный визит к психоаналитику" и "Моцарт и Сальери" (либретто Александра Шавердяна).
МАСТЕР
(стихотворение М.А.Чегодаевой)
В путь! В путь! В путь!
Сердцу стучать невмочь.
Книга упала из рук на грудь,
Мастер успел только раз вздохнуть -
И жизнь закатилась в ночь.
Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!
Конь, конь, конь
Стукнет копытом в дверь.
Крепко поводья сожмёт ладонь,
Воланд в тумане зажжёт огонь -
Чёрный огонь потерь.
Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!
Вскачь, вскачь, вскачь
Мчится в ночных горах
Счёт потерявший земных удач,
Счастье и горе, и смех, и плачь -
Всё обративший в прах.
Упокой, господи, душу усопшего раба твоего!
Мастер! Как же вот так - уйти,
Жизнь оборвав, самого себя
Бросить на пол-пути?
Мастер! Смерть промелькнёт как тень!
Жизнь бесконечна - сквозь злую ночь
Снова прорвётся день!
Мастер! Мастер...
ИЗ НОВЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ Л.ТЕМЧИНОЙ
ГАРРИ ПОТТЕР
Я в бесконечность на метле лечу,
чтоб снитч поймать свободною рукою.
Я не волшебник, я ещё учусь,
и нету ни минуты мне покоя.
Есть у меня друзья и есть враги -
и в мире волшебства полно коварства,
и напрягать приходится мозги,
чтоб от судьбы изобрести лекарство.
Здесь привиденья чтут вчерашний день,
и в зареве, разлившемся повсюду,
погибший мой отец - лесной олень -
спешит на помощь в трудную минуту.
Здесь варит зелья злой профессор Снегг,
любимый наш учитель станет волком,
и оклеветанный скиталец Блэк
под видом пса скрываться будет долго.
Витает надо мною дух беды.
Преодолеть его смогу не скоро.
Но в замке тайные найти ходы
мне помогает Карта Мародёров.
Дементоры мой охлаждают пыл.
Их поцелуй - конец для человека.
Но из окна спасённый Клювокрыл
уносит в небо Сириуса Блэка.
Сова в конверте передаст привет
от тех, кто стал необходим и дорог.
И пусть надёжных предсказаний нет,
я всё же знаю - встретимся мы скоро.
2003
СТИХИ ВАСИЛИЯ БЕЙКО
7 марта 2004 г. при разборе электронного наследия энтомолога Василия Борисовича Бейко (1953-2004) найдены восемь стихотворений, которые, по всей видимости, ему и принадлежат. Журнал знакомит читателя с этой находкой и приводит доказательства авторства Бейко.
* * *
Расцвёл пион
И поутру весна слетела с гор
На крыльях Поликсены
* * *
Весенний дождь
С горы смывает запах кивсяка,
Мешая с ароматом сливы
* * *
Весенний гром
И лепестков метель вишнёвых
Слились в одном порыве грозовом
* * *
Весенний вечер
На сухом стволе заснул ксилокопы самец,
Как и я, одинок
* * *
Под жарким солнцем Туркестана,
Где мера сущему - вода,
На малахите адраспана
Горит зелёная звезда.
Пустыней следуя суровой,
Дорогами копытных стад,
Ты для друзей - нектар медовый,
А для врагов - смертельный яд.
Ты расцветая украшаешь
С тобой растущую полынь,
В огне сгорая, исцеляешь
Усталых странников пустынь.
Наш труд неблагодарен ныне,
Но сердце тянется туда,
Где вечным орденом пустыни
Горит зелёная звезда.
[файл от 12.08.2002]
* * *
Последний луч июльского заката
В сиянии зари растаял и погас.
Один встречаю праздник Танабата,
По-прежнему в плену у Ваших глаз.
Всё шире небосвод ночного мира,
И хочется, хоть безнадёжен путь,
Шагнуть на Звёздный Мост тропою Альтаира,
Чтобы в сиянье Веги утонуть.
7.07.2002
[файл от 29.08.2002]
* * *
Пророчества смысл для многих ясен:
Не каждый стареет под гнётом лет,
Не надо печалиться - мир прекрасен,
А в истинном золоте блеска нет!
[другой файл от 3.11.2002]
* * *
Весной слишком долго смотрел на цветы
Осенней порой мне осталась
Холодная горечь разлуки
[файл от 3.11.2002]
* * *
Птицы поют в сосняке придорожном,
в синее небо подолгу смотрю...
Жить на земле и не петь невозможно,
это я точно тебе говорю.
Надо друзей выбирать осторожно,
но неизменно им сердце дарю.
Жить на земле без друзей невозможно,
это я точно тебе говорю.
Часто мечта понимается ложно,
всё же нужны паруса кораблю.
Жить на земле без мечты невозможно,
это я точно тебе говорю.
Сотни ночей я провёл бы тревожно,
лишь бы с любимою встретить зарю.
Жить на земле без любви невозможно,
это я точно тебе говорю.
* * *
Листы теряет календарь,
и новый год сменяет старый,
и тигров мне не очень жаль,
хотя бы их и меньше стало.
Настала заячья пора,
и мне под новый год желается
успеха, счастья и добра
для всех разнообразных зайцев.
[Конец 1998 ?]
Первые четыре трёхстишия хранились в одном файле, датированном 12-м августа 2002 г. В трёх из них фигурируют названия насекомых (поликсена, ксилокопа) или многоножек (кивсяк). Такие стихи мог написать только энтомолог, и это главное доказательство авторства В.Б.Бейко. Кроме того, в марте 2002 г. он ездил на Кавказ, и там в это время действительно были поликсены и упоминаемые вместе с ними горные пионы и цветущие плодовые деревья. Об этом сообщил энтомолог А.В.Компанцев, путешествовавший вместе с Бейко.
Выбор автором формы - японского трёхстишия (хайку) - тоже не должен нас смущать. Эта форма в наибольшей степени подходит для передачи впечатлений странника от окружающей природы. Кроме того, Бейко любил японскую поэзию и даже знал японский язык.
Вместе с первыми четырьмя хайку хранилось большое стихотворение "Под жарким солнцем Туркестана...", которое в будущем ещё нужно проанализировать. Известно только, что В.Б. много лет работал в Туркестане, да и строка "Наш труд неблагодарен ныне" естественна для энтомолога, посвятившего лучшие годы жизни проблеме приспособления жалящих перепончатокрылых к среднеазиатским пустыням. Возможно, 12-го августа Бейко перенёс в компьютер, причём в один и тот же файл, все стихи, которые были в его полевых дневниках. Написаны они могли быть на Кавказе: о Кавказе - с натуры, о Туркестане - по воспоминаниям.
Стихотворение "Последний луч июльского заката..." датировано 7-м июля 2002 г., а в компьютер перенесено почти через два месяца, т.е., наверное, опять-таки в ходе работы с полевыми записями, но более поздними. Упоминание о японском празднике не должно нас удивлять, т.к. В.Б. постоянно пребывал "внутри" японской культуры. Кроме того, в этом стихотворении проявился любитель астрономии, каким был В.Б. ("Звёздный Мост" - Млечный Путь; Альтаир - "некто летящий", яркая звезда летнего неба; Вега - самая яркая звезда северного неба, находится вблизи Альтаира, составляя "Летний Треугольник"). Недавняя датировка почти исключает возможность выписки чужого стихотворения из какой-либо книги. В общем, авторство В.Б. и в данном случае не вызывает сомнений.
Последующие два стихотворения (четверостишие и трёхстишие) находились в двух разных файлах от 3 ноября 2002 г. Доказать авторство В.Б. трудно, но можно указать на единство стиля всех восьми стихотворений и полное их соответствие духовной сути В.Б.
Два последних стихотворения переданы редактору "Тёмного леса" М.В.Березиным. Авторство В.Б. очень вероятно.
Ю.Н.
СТИХИ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛЮКА
ИЗ АРМИИ
Я вернулся в Россию, вернулся,
я вернулся за болью своей,
может, я оттого не загнулся,
что увидел косяк журавлей.
Плыл косяк над неведомым краем,
плыл по осени по золотой,
мы когда-нибудь все улетаем
от себя, от других - на покой.
Я вернулся в Россию, вернулся,
плачь не плачь - только радости нет,
я опять, как всегда, обманулся,
спутав тьму и мерцающий свет.
* * *
Цветок в пустыне
рос один,
и звался он Гордыней.
Ты хочешь жить как господин?
Живи один
в пустыне.
СТИХИ НАДЕЖДЫ РЫЖКОВОЙ
ПРО ЗАПАС
Я умру, а любовь моя
в мире скитаться останется.
Будет место искать, которое ей сродни.
Может, ей на снегу
замёрзшая птица приглянется,
может, к лунной дорожке
на чёрной воде потянется.
За неё прошу - от боли её охрани.
После мёртвой птицы
где ты, любовь, поселишься?
Никогда не была ты с миром накоротке.
На краю дороги засыпано снегом деревце,
кружевная тень от веток
салфеткой стелется.
На снегу лежит умершая с голоду женщина,
и кусочек хлеба сжат в холодной руке.
Нестерпимо солнце горит, и краски линялые
одежонки её неслыханно стали ярки.
Улыбаются, как улыбаются губы впалые!
Зачерствелые, драгоценные, запоздалые
крошки хлеба красная птица клюёт с руки.
* * *
Сказка кончилась. Ничего
мне от счастья не перепало.
А когда любовь умирала,
это было больней всего.
Пробуждаться? Только не в дождь.
Что же делать, когда люблю я
на стекле водяные струи.
Всё стоишь, и смотришь, и ждёшь...
Можно вечность вот так стоять
(а за окнами ветки, ветер).
Умереть - и смерть не заметить.
Продолжают капли стекать...
Пробуждаться - так только в свет,
и не помнить о сновиденьи.
А иначе нет пробужденья.
Пробужденья, впрочем, и нет,
есть лишь смена снов за окном.
Было: жизнь и любовь, - осталось;
дождь и тополь, - такая малость,
дождь и тополь в сердце моём.
МОНОЛОГ ЗАКЛЮЧЁННОЙ
По городу ночному так томлюсь,
что в камере умерших понимаю:
хоть так, но выйти на свободу. "Люсь!
Не матерись!" На нарах сверху Рая,
уныло-флегматичная бабища.
За что и как она сюда попала?
А черти подхихикивают: "Пища!
Три раза в день!" Для сердца это мало.
Чтоб сердце было сыто, нужен снег,
огни и город, город без предела.
Великий праздник - каша из продела!
Второй великий праздник - смерть во сне.
* * *
По кладбищу бреду, почти смеюсь.
С тобою о тебе веду беседу.
Ты умер утром. Ты придёшь к обеду.
Всю жизнь того обеда не дождусь.
ЛИСА И СКРИПКА
Скрипка. Лиса. Ленты дорог.
Странненький натюрморт.
Пока лису ловил, продрог.
С десяток лисьих морд
скачут меж сыром и колбасой.
Некогда рисовать.
Где уж там! Надо следить за лисой.
Прыгнула на кровать.
Кровать под нею пустилась в пляс:
это скрипка вступила в игру.
Бродит по комнате нота ля,
чёрную ест икру
ложкой из баночки. Никого
не осталось на полотне.
Взяли с дальнего плана завод
и нагрянули в гости ко мне.
Завод стоит на столе как торт.
Бумажная лента вокруг.
Дороги и летом не первый сорт,
а теперь - просто вон из рук.
Лента дорог, скрип колеса.
Колымага вязнет в грязи.
Бродский, большак, взгляд бога, леса,
поля и всё, что в связи.
НОВЫЕ СТИХИ АЛЕКСАНДРА БОГДАНОВА
* * *
Издалека тебя увижу -
и то мне радость.
А улыбнёшься мимолётно -
уже мне счастье.
Тобою просто любоваться -
мне как награда.
Но большего боится сердце,
как злой напасти.
Не торопи меня ответом.
Больная память
ещё сумеет пересилить
всю безоглядность.
И страх холодною стеною
ползёт меж нами.
А так... Мне многого не надо,
люблю - и ладно.
Настанет время - может скоро,
и боль отпустит,
и я забуду о возможной
и прошлой боли,
и всё, чего сейчас пугаюсь,
приму без грусти,
и всё тебе верну с лихвою
своей любовью.
2003
* * *
Мокнет клумба в красно-жёлтых цветах,
под дождём угрюмо липы молчат.
Ты идёшь домой одна, без зонта,
в лёгкой кофточке на хрупких плечах.
Над цветочком наклонившись на миг,
ты рукой легонько капли стряхнёшь,
и цветочек примирится с людьми,
что оставили его в этот дождь.
Дождь осенний - замерзают цветы,
мёрзнут липы, мёрзнут люди, дома.
Но теплом с цветочком делишься ты,
хоть промокла и замёрзла сама.
И цветочек распрямил лепестки,
потянулся, вспыхнул тёплым огнём.
Он чуть дольше проживёт без тоски,
ведь тепло твоё останется в нём.
2003
* * *
Люди всегда подчиняются символам,
бывают при этом страшны и смешны.
... Когда барабан заменяет музыку,
люди становятся агрессивными,
ведь барабан - это символ войны.
2003
СТИХИ М.БУНИНОЙ
* * *
Слово тихо прошепчу -
стану тем, кем захочу.
Лук и стрелы в руки взял -
Робин Гудом сразу стал!
Бескозырка, воротник -
и матросом стал я вмиг.
Страшно-страшно зарычал,
и свирепым тигром стал.
А усы себе приклею -
попадётесь Бармалею!
* * *
Как люблю я хохотать,
прыгать, бегать и скакать,
лазить, спорить и смотреть,
рвать, стучать, валяться, петь,
дёргать, ныть, бросать, играть,
разломать и собирать,
говорить, мешать, считаться,
обзываться, обижаться,
рисовать, читать и есть...
Вот как много - всё не счесть!
* * *
Я всегда всех удивляю:
супом йогурт заедаю,
ем с вареньем холодец,
в кашу режу огурец.